Символика богов Египта

Боги Древнего ЕгиптаМы некомпетентны описать все неисчислимые формы и тончайшие нюансы, которые египетский мистицизм выразил за 3000 лет истории и, возможно, миллион лет предыстории. Народное воображение и обычаи до бесконечности умножали основные символы, и в среднюю и позднюю эпохи смешали их с божествами народов Малой Азии, Европы и далекой Индии...

Мы возьмем в качестве простых примеров несколько божеств и символов египетского пантеона. Принимая во внимание сложность его символики, -- результат длительного существования египетской религии, -- изучать богов следует анализируя их изображения и атрибуты.

На протяжении долгой истории Египта в разные времена разные города занимали главенствующее положение. Гермополь, Гелиополь, Мемфис и Бусирис (это их греческие названия) придавали особую значимость своим божествам: Тоту, Ра, Птаху и Осирису. Но все эти божества были выражениями почитания в разных местах и в разных формах Единого и Непознаваемого принципа, находящегося за пределами любой формы. Итак, в египетских религиозных центрах мы встречаем образ божественной Эннеады (Девятки). Эзотеризм эннеад раскрывается в экзотеризме триад, где представлены три корня Божества — Отец, Мать и Сын.

НУН. В эннеаде Гелиополя — Хаос и Изначальный Океан, порождающий Изначальные Воды, которые мы встречаем в священных книгах всех религий — Воды, содержащие семена и зародыши всего, что появится впоследствии. Обычно Нун представляется в виде большого существа, по пояс погруженного в Изначальные Воды, которое руками поддерживает всех богов, возникающих из Хаоса-Нуна.

ТУМ, или АТУМ. В эннеаде Гелиополя — «Создавший сам себя», он возникает на Красном Холме или обелиске, обозначающем начало времени. Его имя переводится как «He-Вещь»: А-Тум, что интерпретиру¬ется как «Суть Всего». Это дух, возникающий в глубинах Нуна и изображающийся в виде красного диска на холме. В этом случае он называется Атум-Ра и символизирует Ра как Солнце-Творца.

РА. Это Созидающее Солнце, порожденное «He-Вещью», связывается также с птицей Бен-Бен, одним из образов птицы Феникс, погибающей после каждого временного цикла и возрождающейся из собственного пепла, как жизнь из смерти.

Атум-Ра породил первую пару богов: Шу (Воздух) и Тефнут (Пространство); от этой пары рождаются Геб (Земля) и Нут (Небо). Нут изображается расположенной над Гебом, они соприкасаются только пальцами ног и рук, таким образом, создавая свод между небом и землей, где действует Ветер Шу. У Геба и Нут родилось четверо детей: Осирис, Исида, Сет и Нефтида, описываемые как создатели людей.
В течение 12 дневных часов Ра обходил все земли Египта.

Предание гласит, что когда Ра состарился, Исида использовала подходящий случай, и, завладев его «Тайным Именем», унаследовала таким образом все его силы. Люди восстали против Ра, и он был вынужден направить против людей свое «Божественное Око» (Хатор-Сехмет), чтобы их уничтожить. Спаслись только последние семь человек, которые позже возродили новую расу.
Вечный противник Ра — змей Апоп, символизирующий затмение.

АМОН. Хотя его культ был распространен в Фивах, все же это гораздо более древнее божество, подобное таинственному Атуму, и не похожее на проявленного бога Ра. В то время как Ра — это Порождающее Солнце, видимое и активное, Амон является скрытым духом того же самого Солнца, Солнцем Справедливости. Амон-Ра принимает облик крылатого яйца, или крылатого солнца и тогда оно называется «Господином Дверей», напоминая о Солнце, проходящем двери Неба, подобно душе, проходящей через воплощения.

Наряду с Хнумом, древним Богом-Бараном, Амон является астрологическим символом ариев, «бодающимся» солнцем, которое заставляет отступить тьму.

Его тайный, мистический смысл был иногда заключен в размытости, нечеткости изображения его иероглифов.

Как к богу Тайны и Молчания, как к защитнику, к нему обращались с молитвой: «Амон, Господин Тишины, быстро являющийся на зов несчастного! Я взываю к тебе в моей беде, и ты приблизишься, чтобы защитить меня, чтобы дать дыхание слабому, чтобы спасти меня, согнутого нуждой. Ты — Господин Фив, освободитель, истинный спаситель, тот, кто приходит издалека, чтобы помочь взывающим». А другая молитва гласит: «Благословен тот, кто умер в Фивах, месте Тишины и Справедливости, месте пребывания Амона; его душа станет божественной душой».

Его мистическая жена — Мут, одна из форм Мировой Матери, которая изображается с головой кошки. Ее сын Хонсу («Тот, кто пересекает») – «Небесный кормчий», «Путешественник», изображается с головой сокола, увенчанной месяцем. От Амона произошел также дар предсказаний и владения парапсихологическими силами.

ХАТХОР. Символизирует вселенскую Корову, небесную матку, дающую начало Жизни. Ее черты Жертвенной Матери основаны по большей части на женских божествах египетского пантеона. Она имеет сходство с Сехмет, вершительницей судеб, и с Исидой, увенчанной рогами и в наказание заключенной в материю.

Хатхор правила миром мертвых, и поэтому ее также называли Госпожой Запада. Также ее называли Госпожой Сикоморы и «Изумрудом Синая».

ОСИРИС. Одно из наиболее важных божеств египетского пантеона, пришедшее из Абидоса. Возможно, Осирис сменил другое более древнее божество, связанное с Огнем и Изначальным Солнцем. Осирис — солнечный и небесный бог; его цвет — голубой с красным или ярко-желтым. Его одежда — белые пелены, напоминающие о мумификации, на голове корона Верхнего и Нижнего Египта, в руках — плеть и крюк, символы наказания и притяжения, строгости и любви. На лбу у него находится урей, изображающийся в виде кобры, — символ, имеющий индийские корни, означающий власть над жизнью и смертью, внимание или пробужденное сознание.

Этот бог — главный персонаж Мистерий Осириса. Мумификация, последовавшая за расчленением  и собиранием по частям его тела — символ утраты человеческой природы ради выявления природы божественной; поэтому почти всегда об «осирификации» говорится как о синониме мумификации. Ранний уход Осириса связывает его также с богами мертвых и с возможностью управлять оккультными мирами. Это мужское божество плодородия и посевов, хранящее глубокое знание агротехники и ритуальных церемоний, связанных с пшеницей, вином и пивом. Он покровительствует росту физической и символической пшеницы, до семи локтей высотой, растущей в Аменти. Как благое божество Осирис дал людям законы, чтобы воспитать их и дать моральные нормы. Ежегодное повторение Мистерий Осириса позволяет кандидатам в мистерии индивидуально пережить его испытания.

Осирис, будучи сыном Геба и Нут, также является загадочным сыном Небесной Птицы, которую римляне впоследствии называли «Гор Старший».

Он управляет Волей, Справедливостью (вместе с Маат); является божеством Мистерий и Солнца, на что указывают перья Амона на его голове. Также один из символов Осириса — Колонна стабильности, или Джед, символ того, что опирается на Землю.

ИСИДА. Исида — сестра и супруга Осириса. Она изображается на темном (обычно темно-красном) фоне, напоминающем животворящую кровь. Как аспект Космической Матери, Исида является Праматерью, божеством Любви, порождающим Жизнь. Богиня изображается в виде женщины, часто сидящей и кормящей грудью младенца Гора, своего сына. По своей природе она связана с праздниками весны и лета, изобилия, материнства.

На спинке ее трона изображена лестница, символизирующая посредничество между Землей и Небом, так же об этом посредничестве свидетельствует факт ассоциации богини с Луной. Ее корона имеет форму лунных рогов. Исида имеет и другие атрибуты, например, узел, или пояс Жизни, и систр, который отгоняет злых духов своими магическими звуками.

Исида покровительствует волшебству, ночной и лунной магии, поэтому ей приносили в дар молоко, сок растений, фрукты, а также благовония. Иногда богиня изображается закутанной в покрывало — аллегорию вуалей, скрывающих тайны Природы; иногда ее изображают бородатой — указание на импульс плодородия или андрогинное божество (напоминание о первоначальных расах человечества).

Ее имя Исида (Исис), состоящее из частей Ис-Ис («ступень-ступень») имеет отношение к психическому миру, к внутренней энергии и здоровью. Если Осирис является божеством темноты — Изначальным Светом, то Исида — это Мировые Воды, и их сын. Гор —  Свет Разума, который люди способны воспринять.   

ГОР. Будучи сыном Осириса и Исиды, образует третье лицо самой знаменитой триады Египта. Часто его изображают ребенком, которого кормит мать Исида; но со временем это ребенок вырастет и превратится в мстителя за своего отца, убитого и расчлененного Сетом.

Как мститель и «воскреситель» Осириса, Гор стал символом воскрешения для всех людей — Внутренний Гор, ведущий битву с темными сторонами своей личности. Аллегорически он представляет видимое Солнце разума, которое своим светом разгоняет все тени.

Гора чаще всего изображают в виде человека с головой сокола, короной и атрибутами или без них. Обычно его рисуют на золотисто-желтом фоне; иногда он несет посох Анубиса, чтобы ориентироваться в темноте, и жезл — символ власти и устрашения физических и психических чудовищ.

Будучи солнечным божеством, Гор поддерживает силы Человека движущегося по Пути. Часто он изображается в виде лодочника (это один из образов путешественника по миру), убивающего копьем крокодила — символ опасности и препятствий на Пути. Он изображается сидящим на корточках в Солнечной ладье, и прокладывающим дорогу с помощью анха (Ключа Жизни или Молота Гора, представляющего букву тау); этот молот воскрешает мертвых и будит спящих. Очищающая вода из сердаба (погребальной камеры в мастабе), извлеченная из Нила, жертвовалась Осирису, но взывая к помощи Гора. Сам Дом Бальзамирования назывался Домом Гора.

СЕТ-ТИФОН. Сет — древнейшее божество, связанное с наиболее глубокой Тайной и Тьмой. Будучи в родстве с Осирисом и его светлым и благим аспектом, Сет символизирует мрак, засуху, бесплодную почву, наконец, эзотерическое как противоположность видимого и экзотерического.

Более поздние греческие версии превратили Сета в Тифона, сотворив «злого брата» Осириса и зло вообще, изображаемое в образе гиппопотама. Однако важно помнить, что в Древнем Египте зло представляли не как самостоятельную сущность, а лишь как тень добра, искаженного при воплощении. Итак, Сет, или Сет-Тифон, как его называли впоследствии — это лишенная сознания материя, темная и слепая, способная быть как хорошей, так и плохой.

В додинастические времена поклонялись Сету в форме вертикально стоящего камня, так же как Лингаму Шивы или еврейскому Йоду. Также он родственен черному козлу, над головой которого грешники призывали Сет-Тифона и исповедовались. Это объясняет что в римскую эпоху Тифона представляли как бегемота с козлиными ногами, что увеличило ряды современных символистов ищущих противоестественности в египетском пантеоне.

Сет — тот, кто, согласно мифу, расчленил Осириса на 7 или 14 частей; и когда Гор пустился за ним в погоню, убегал, также в течение 7 дней, "верхом на осле". Здесь появляется образ осла, используемый, чтобы описать душу, упавшую в материю, так же, как в более позднем мифе Апулея. Осел в Египте назывался Лао, "темный производитель", так же как еврейский Лао, первичная материя, лишенная разума, материал для создания форм.

НЕФТИДА. Нефтида — сестра богини Исиды, и вместе они символизируют два аспекта Луны: Исида — видимую, светлую луну, Нефтида — темную и невидимую для людей. Имя Нефтида происходит от Неб Хет, «Госпожа Крепости»; её небесная резиденция — Луна.

ТОТ. Лунное божество, отец мудрости, письменности и культуры в целом, создатель всех наук и покровитель инициатических храмов в их схоластическом аспекте. Господин Тишины и Тайны, атрибутов инициатического знания. Он был первым из Великих Магов, и его имя было родовым для неисчислимых династий мудрецов.

Тот изображался в виде человека с головой или лицом ибиса, а иногда в виде самой птицы, которая также могла носить на голове корону или урей. Он эквивалентен греческому Гермесу и римскому Меркурию; выполнял функции писца и посланника богов.

Птица ибис по своей природе представляет опасность для крокодилов: она питается их яйцами. Эта борьба, происходящая в природе, напоминает вечную борьбу между знанием и невежеством. Белый и черный ибис управляли — как индийский лебедь Калахамса — циклами времени, сменив до-династический символ земляной улитки.

Астрологически Тоту соответствует планета Меркурий, Будхи на Востоке, и египетские предания говорят, что будто бы между этой планетой и Солнцем есть еще одна маленькая планета, о существовании которой было известно посвященным и которая носила название Ибис.

Тота также изображали в виде кинокефала: обезьяны с собачьей головой. Эта ипостась бога отражала знание о прошлом, и, в свою очередь, таинственную необходимость забывать все ужасное, что произошло в истоках человечества. Как бог Памяти, он появляется в египетском ритуале взвешивания сердца умершего, актуализируя то, что выносится на суд, и погребая то, что человек уже искупил.

АНУБИС. Также является одним из древнейших божеств; изображается с человеческим телом и головой собаки или шакала, или непосредственно в виде шакала, иногда склоненного над ларцом и стерегущего папирус так называемой «Книги Мертвых».

Этот бог — проводник душ; он руководит душами, покинувшими тела и душами посвященных, закончившими человеческий этап эволюции.

Господин Западной Горы; его царство — ночь физическая и ночь души, как для человека, так и для мира, это и короткий сон, это и смерть, и конец цикла. Поэтому его связывают с пятым часом ночи (23 часа в нашем отсчете), с черной пирамидой, с входной дверью и со знаком Скорпиона, разрушающим материальные тела. Его небесные обители — звезда Сириус и планета Венера.

Тот изображается также в виде статуэток лучника, разрушителя тела, сообщающего о смерти. Его посох — символ способности идти в темноте, уничтожая злых змей низшей психической жизни.

Его древний культ был глубоко сокровенен; жрецы в масках проводили тайные ритуалы воскрешения Осириса, и святыни Анубиса были скрыты в храмах. Однако в эпоху Рамессидов, в битве с хеттами при Кадеше египетские войска несли его изображение на штандартах, что означало возросшую популярность его культа.

Анубис с Тотом и Нефтидой вместе с Исидой собирали и мумифицировали тело воскрешаемого Осириса в Мифе об Осирисе.

ХЕПРИ, или СКАРАБЕЙ. Символически родственен Амону-Ра, обозначает рождающееся Солнце. Однако Хепри больше связывается с духовным воскрешением и реинкарнацией души.

Одна египетская надпись гласит: «Невинная Душа, достигшая в своих странствиях праведности, должна соединиться со своим телом вечности, чтобы больше не разлучаться с ним». В древнем Кеме «сеятель зерен» изображается над своими небесными колосьями как скарабей, символизируя способность «воскрешения Осириса».

Скарабей символизирует также ученика, подобного тяжелому и неспособному летать насекомому, которое неожиданно расправляет крылья и легко поднимается вверх. Объясним, что под обычным воскрешением египтяне никогда не понимали воскрешение в теле, но придерживались наиболее распространенной у всех народов, включая христиан-коптов, доктрины реинкарнации. Под «воскрешением Осириса» понималась способность души путем мистерий или после множества воплощений «пробудиться», «вспомнить» и настолько расширить границы своего сознания, чтобы не нуждаться в опыте физической жизни. В этом процессе символ скарабея имел большое значение.

Одни фигурки скарабея служили амулетами для мумии; другие использовались в качестве печати; одни скарабеи изображались с расправленными крыльями, другие — с головой и плечами сфинкса, появляющегося из туловища жука; и наконец, самые распространенные — со сложенными крыльями и буквой «тау» на спине, в месте соединения надкрыльев.

Египетско-греческое слово — Хепри, — буквально означает «перестраивать», «становиться».

ПТАХ. Древний бог огня, связанный с древнейшими мистериями Живого Солнца, излучающего невидимый свет.

Позднее Птах стал изображаться как искривленная, извилистая фигура, повторяющая изгибами своего тела языки пламени. В Мемфисе ему воздавали особые почести как покровителю ремесленников и художников, дающему свет и тепло нуждающимся в солнечном вдохновении для воплощения своих мыслей и идей.

МААТ. Богиня справедливости и космического порядка. Ее символика сходна с символикой индийского божества Махат, олицетворяющего Космический Разум.
Маат изображается с пером. Она — дочь Ра и советник богов. Как божество справедливости, она родственна Сехмет, богине с головой львицы, суровой исполнительнице непреклонной Судьбы. По словам ЕПБ, именно из Египта греки заимствовали идею Немезиды, а римляне — Фатума.

СЕХМЕТ. Сехмет — одна из древнейших ипостасей Богини-Матери Хатхор, олицетворявшая силу Судьбы в действии. Сехмет, как Око Правосудия Ра, мстила и наказывала людей, когда они восставали против Божественного Порядка.
В Египте ее называли «Могущественная», «Госпожа», и египетские воины считали ее своей покровительницей.

БАСТЕТ (Баст). Богиня-кошка, покровительница города Бубастис, родственная May, Космической Кошке, чьим глазом является Луна. Бастет — Божество ночных чар, в физиологическом ключе представляет сексуальность, а в психологическом — деятельность Души в момент смерти.

Согласно преданию впервые кошки были одомашнены в Египте. В более поздние эпохи их культ деградировал до физического поклонения кошкам; при этом их первоначальное значение было забыто в основном из-за суеверий, спровоцированных греками и римлянами.

НЕХБЕТ. Богиня-коршун, которая держит в своих лапах печать и кнут. Ее расправленные крылья символизируют защиту, особенно если они раскрыты под прямым углом.

ХНУМ. Бог с головой барана, наиболее почитаемый в местах расположенных близ водопадов. Хнум связан с плодородием Нила, который дарует жизнь землям Египта, подобно тому как солнечный свет проникает на тонкие планы, атакуя и рассеивая мрак. Подобно силе Солнца, Хнум является создателем как мирового яйца, так и самих людей.

ПТОЭРИС (Таурт). Великая Богиня Материнства, изображаемая вечно беременной самкой гиппопотама, несущая плоды жизни. Имеет те же атрибуты, что и у Исиды: ключ Жизни или узел Исиды.

ХЕКЕТ или ХИКИТ. Богиня-лягушка, символ эмбрионального состояния, в котором зарождается жизнь; или Души, спящей в периоде ожидания нового рождения.

АПИС. Бог-бык, называемый «Росток от Жизни Птаха», поскольку его рождение связывается с падением огненного луча Птаха в нильский ил. Апис символизирует двойную природу человека, следствие соединения Небесной Силы с плодородной материей.

Его культ очень древний и происходит из Мемфиса (где находят удивительные мумии быков). Позднее образ Аписа трансформируется и связывается Фениксом и Сераписом.

Апис — священный земной образ Небесного Осириса, в связи с мифом о Осирисе производилась мумификация Аписа, священные быки-Аписы должны были иметь набор особых признаков: пятно треугольной формы — на лбу, в виде грифа с расправленными крыльями — на хребте, родимое пятно на правом боку, двойную косичку на хвосте, и т.д. Достигнув 20-летнего возраста, эти быки становились священными (т.к. Осирис был убит своим братом Сетом именно в этом возрасте), однако и до этого времени им поклонялись и о них заботились, и любое их движение было знамением, трактуемым жрецами.

Апис изображается в виде статуэток быка с солнечным диском между рогами, и с уреем, священным Змеем власти над жизнью и смертью и символом способности постоянно быть бдительным.

ХАПИ. Хапи — обожествленный Нил. Мог управлять видимым и невидимым миром, Нилом земным и Нилом Небесным, по которому плывет ладья Ра. 

БЭС. Изображался в виде карлика атлетического сложения с громадной головой, облаченного в шкуру леопарда, хвост которой висел у него между ног. Это озорное, насмешливое и временами воинственное божество, друг шутников, вызывающий раздоры между людьми. Однако также способен отгонять злых духов. Возможно, Бэс божество азиатского происхождения.

АПОП (АПОПИС). Змей тьмы, Первичной Субстанция Тьмы, свернутая в форме спирали. Апоп — вечный враг света Осириса. Он постоянно угрожает кандидату в мистерии, стремящемуся достичь состояния Осириса — то есть Теофании — и узнать Последнюю Тайну.

В астрологическом ключе Апоп — это Ночь, 12 часов темноты; по его волнообразному телу плывут ладьи великих богов, созданные лучами Солнца, или дыханием Амона-Ра. В храмах Египта находятся модели этих космических ладей, сделанные из редких пород дерева и драгоценных металлов.

ЧЕТВЕРО СЫНОВЕЙ ГОРА. Хранители четырех кардинальных точек пространства: в мастабах они охраняют ритуальные сосуды, содержащие внутренности мумифицированного тела, в память о Горе, хранившем останки Осириса. Это АМСЕТ с человеческой головой, который вместе с Исидой охраняет печень; ХЕПИ — павиан, вместе с Нефтидой охраняющий легкие; ДУАМТЕФ с головой шакала, охраняющий желудок вместе с Нейт; КЕБЕХСЕННУФ с головой шакала, вместе с Селкит, богиней-скорпионом, охраняющий кишечник.

ВЗВЕШИВАНИЕ СЕРДЦА УМЕРШЕГО. Покинувший физическую землю предстает перед Осирисом и 42 судьями. На суде присутствуют Анубис и Гор; у весов стоит Тот, вызывающий воспоминания. Маат взвешивает сердце умершего, кладя на другую чашу весов перо Справедливости. Умерший направляется к 42 судьям, обращаясь к ним по имени и произнося «Исповедь отрицания», в которой подтверждает моральность и чистоту своей жизни. Если он готов отправиться в Аменти (Землю Амона, располагавшуюся на западной стороне неба), ушебти или «ответчики», принимают все его дела, день за днем, месяц за месяцем и год за годом. Душа, очищенная таким образом, больше не воплощается. Если при взвешивании сердце оказалось тяжелее пера, оно отдается на съедение чудовищу, которое представляет материю и материальные формы.

СФИНКС. Древнейший теологический символ, ровесник пирамиды, или Инициатической Горы. Одно из его египетских названий, дошедшее до нас — Хар-эм-Ху, или «Солнце на Горизонте». ЕПБ разъясняла, что эзотерически это означает «Бог, сам себя рождающий», подобно Ом-Мани-Падме-Хум у индо-тибетцев.

Сфинкс с человеческой головой символизирует триумф человека над своим телом или проход через 4 этапа преодоления животной формы. Знаменитые четыре животных, входящих в образ Сфинкса в Гизе также символизируют четыре элемента: Огонь, Воздух, Воду и Землю.

Большой Сфинкс Гизы был сильно поврежден и много раз реставрировался еще в египетскую эпоху. Его возраст, как и возраст Великой пирамиды и других монументов, определялся очень искусственно. Хронология Египта имеет «белые пятна», которые каждый исследователь может заполнять по своему вкусу, в соответствии с собственными предположениями и предпочтениями.

Понравился материал? Поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях:

Комментарии   

 
# Владимир 16.06.2012 15:18
Спасибо за статью, мне она понравилась. Коротко и ясно, ничего лишнего.
 
 
# Владимир 16.06.2012 15:23
Спасибо за статью, мне она понравилась. Коротко и ясно, ничего лишнего. :-)