Символизм храмов

Символизм храмовВыставка польского архитектора Ежи Устиновича «Храмы. В поисках традиции» открылась 24 апреля в Московском архитектурном институте (МАРХИ). Ранее в этот же день архитектор выступил с лекцией «Храмы. В поиске смысла традиции», в которой поделился философским поиском в области идеи современного храмостроительства, а также представил иллюстративный материал храмового строительства в Польше в послевоенный период.

 

До второй мировой войны большинство земель в Польше принадлежало православным, после войны таковых  стало меньше, рассказал докладчик. В результате войны Польша потеряла часть территорий, а также приобрела другие. Происходила «адаптация» брошенных храмов. Храмы меняли свою «конфессиональную принадлежность», лютеранские храмы становились католическими, строились новые храмы. Таким образом, приграничье явилось местом встречи разных традиций, культур Востока и Запада.

В ходе лекции автор заострял внимание на поиске ответа на вопрос: что же такое традиция? Где ее критерии? «Храм обязан быть традицией, но что является традицией? Какую ее часть принимать?» - заявил  Ежи Устинович. Представленный иллюстративный материал – фотографии храмов и их интерьеров  - наглядно демонстрировал соединение разных традиций – западной и восточной, католической и православной. Иконы, витражи, иконостасы в готических храмах; православный храм в помещении бывшей синагоги; символы в храмовой архитектуре - все это было рассмотрено автором лекции с точки зрения соединения и взаимопроникновения разных культурных традиций. Символизму в храмовой архитектуре автор уделили особое внимание: символ находится в основе духовной жизни, «символ всегда в человеке, человек живет символично...Символ – категория онтологическая, связан со смыслом Бытия».

«В Польше осуществилось больше чем где либо соприкосновение культур христианского  Востока и Запада. Этот пограничный статус Польши создавал для нее известные проблемы, возникали конфликты, доходило даже и до борьбы, но время от времени устанавливались позитивные контакты, осуществлялся обмен ценностями, происходило взаимообогащение», -  сказал Ежи Устинович. Без понимания этого общекультурного, полиэтнического контекста невозможно понять польское православное искусство. При этом автор не давал однозначных ответов, а скорее заострял внимание на вопросах, отметив, что сам «приехал как паломник», «приехал учиться».

 По окончании лекции состоялась дискуссия, на которой был продолжен поиск ответа на вопрос: что есть традиция? Какой должна быть современная храмовая архитектура? Так, протоиерей Андрей Юревич напомнил о том, что год назад проводился конкурс, посвященный современному храму, под девизом: «Храм XXI века». «21-й  век – это как бренд звучит, это что-то суперсовеременное... И что мы увидели? На этом конкурсе половина храмов были - храмы 11-го, 18-го, начала 20-го века... Храмы 21-го века тоже были, и вокруг них завязалась основная дискуссия». Что главное, что второстепенное? Что в храме - основа, что должно быть в нем всегда? Где те формы, которые мы должны менять? «Почему мы говорим, что купол – это обязательно? Я бы не стал говорить, что купол – это обязательно, скорее – привычно. Именно здесь должны быть критерии – что должно остаться, а что можно менять», - считает священник. Он призвал слушателей «не бояться – действовать, творить и работать».

Дискуссия продолжилась на открытии выставки, которую приветствовал ректор МАРХИ Дмитрий Швидковский. Провел церемонию открытия Серей Чапнин, ответственный редактор «Журнала Московской патриархии» и газеты «Церковный вестник», один из организаторов визита Ежи Устиновича в Москву.

Искусствовед Ирина Языкова в интервью «Благовест-инфо» отметила, что выставка и лекция Ежи Устиновича – это «большое событие», т.к. Устинович – «не только архитектор европейского масштаба, который много построил в Польше, он еще теоретик, он богослов». «Пример Польши, которая начала раньше осваивать современный опыт храмостроительства, нам нужен, потому что сразу после войны они сначала обживали брошенные католические храмы, потом стали строить свои православные, они уже прошли большой путь, - сказала Ирина Языкова. - Мы построили почти три тысячи храмов по всей стране, но оказывается, у нас мало кто задумывается, что мы строим и зачем мы строим, кроме того, что это храмы православные, в которых служится литургия». По словам искусствоведа, архитектура – это синтез всех искусств и это выражение духа времени и духа нашей веры. «Если мы смотрим храм Покрова на Нерли, то понимаем, что люди XIII  века верили так. У нас сейчас архитектура никакого духа времени не выражает, она выражает безвременье. И для нас важно – осмысливать, но у нас пока этого не произошло», - считает Ирина Языкова.

Ежи Устинович - архитектор, заведующий кафедрой архитектуры локальных культур Архитектурного факультета Белостокского политехнического института, автор свыше 80 научных публикаций, посвященных проблематике сакральной архитектуры Православной Церкви и архитектуре локальных культур приграничья. По его проектам построены десятки православных храмов в Европе, в том числе в Польше и Белоруссии.

Выставка Ежи Устиновича в МАРХИ продлится до 10 мая 2014 года.

 

Источник

Понравился материал? Поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях:

Дополнительная информация