День скобаря

День скобаряСуббота, 1 октября. Люди, спешащие куда-то по Октябрьскому проспекту, разделяются на два потока: одни сворачивают на Пушкинскую, другие, их большинство, направляются к Комсомольскому переулку.

– Тоже мне, придумали, такой чудесный праздник – «День Скобаря» – проводить параллельно с ярмаркой! Нам же не разорваться: и картошкой затариться нужно, и погулять хочется! – возмущаются прохожие.

– Звучит-то как хорошо: «Первого октября – «День Скобаря»! – объясняют организаторы выбор даты.

 

Бездельник или работяга?

Даже в центре города слышатся слова песни: «С вечера и до зари, как на праздник звонари, на берегу реки Великой ковали скобы скобари…». Под звуки псковского хита от кузнеца Евгения Вагина на площадке возле Поганкиных палат происходит, по словам ведущих, «самое масштабное после Ледникового периода событие» – открытие шуточного памятника Скобарю.

С монумента, выполненного по проекту псковских архитекторов, стягивают полотно. В толпе разносится: «Разочаровали!», «Я в шоке!». Истинное лицо скобаря выглядит как… как его отсутствие. Памятник представляет собой почти пятиметровую рамку для фотографирования с вырезанным силуэтом человека. Гости с фотоаппаратами быстро оценивают достоинства фанерной конструкции, выстраиваясь в очередь у деревянной лестницы.

– Памятник имеет глубокий смысл: во-первых, каждый может забраться туда и, заняв пустое место, почувствовать себя скобарем, во-вторых, даже если фигура пустует, скобаря каждый представит по-своему, – рассказывает один из организаторов праздника Артём Татаренко. – Задача мероприятия – привлечь туристов и организовать новый праздничный повод для жителей города. В ряду мероприятий, появившихся в этом году, уже значатся: «Снежный град», «Гардарика», «Медовый фестиваль»...

Вдруг на площадке появляется Тёща Скобаря, которая сомневается: достоин ли вообще Скобарь чествования, действительно ли это звание носит положительный смысл. Ее поддерживают некоторые горожане: «Я всегда обижалась на такое название, ведь слово это непростое: в Сибири скобарями называют незаконнорожденных детей, а в средней полосе – грубиянов и бездельников».

– В Пскове «скобарь» – не оскорбление, скорее почетное звание. Этимология связана с металлическими скобами, с работой, с ручным трудом, – объясняет Артём Татаренко. – Сегодня мы хотим вернуть этому образу положительный, трудовой смысл. Псковичи, скобари – это прозорливые, любящие хорошо покушать и хорошо отдохнуть, а главное – работящие люди.

Рука-разливайка и другие диковинки

С территории Псковского кузнечного двора доносятся звон колокола, удары молота о наковальню и детский смех. Самой популярной частью праздника оказалась развернувшаяся здесь выставка необычных изделий из металла «Кузнечная механика». Специальная игровая площадка для малышей практически пустует. Ребят больше интересует принцип «работы» избушки на курьих ножках, несущей золотые яйца, металлической руки, разливающей напитки в стаканы, и двухметрового стреляющего револьвера. И взрослые, и дети с удовольствием принимают «воздушную ванну», катаясь на кованых качелях, садятся «под муху» в кресло-качалку, примеряют шлепки-скороходы и тяжелые головные уборы. Полтора месяца 20 ведущих кузнецов Пскова работали, чтобы сегодня устроить людям сказку и доказать: «скобари – большие мастера!».

– Радует то, что выставка не «за стеклом», а абсолютно доступна, я сама с удовольствием «прокатилась» на металлическом велосипеде и позвонила в колокол Косьмы и Дамиана, – делится впечатлениями пенсионерка.

Последнее время все лихорадочно ищут бренд Пскова, который заставит туристов проводить отпуск в наших краях. Почему бы не выкупить у кузнецов их уникальные творения и не организовать интерактивный парк кованой скульптуры? Кузнечный двор тесноват для этих произведений, но так хочется показать их как можно большему количеству людей! «Парк Скобаря» мог бы стать нашей «изюминкой». Ведь кузнечное искусство – исторический бренд региона! Праздник показывает, что творческий потенциал у города, у мастеров огромный. Каждый год в День Скобаря к коллекции парка могла бы торжественно прибавляться партия новых «волшебных» экспонатов.

Повсюду распространяется приятный кулинарный аромат. Кроме традиционных лотков со сладкой ватой и выпечкой, любители «кузнечной кухни» могут посетить «полевые шатры», отведав «кашу из топора», изготовленную на открытом огне кузнечной жаровни. «От такой еды чувствую прилив сил! Вырасту, тоже стану кузнецом!» – мечтает краснощекий мальчишка.

– Важно, что в наших рядах теперь возможно пополнение. Ведь одна из целей мероприятия – поддержание и развитие кузнечного дела, – говорит организатор Евгений Вагин.

«Трезвимся вместе»

Плотным кольцом люди обступили гостей праздника – неформальную художественную группу «Митьки», которая прямо на улице приступила к сотворению нового шедевра. Художники впятером, не сговариваясь, рисуют одну картину размером 3х2 метра. На ходу подстраиваются друг под друга, лишь изредка произнося: «Зачем небо розовым делаешь! Не устраивай ужас!», «Скобарь» – писать рано, займись храмом!»

Полотно «Братание митьков и скобаря-кузнеца» после праздника передадут на хранение в Псковский музей-заповедник, а пока – люди ждут возможности запечатлеться на «эксклюзивном фоне».

– Мы приехали спонтанно, – рассказывают «Митьки». – Несколько недель назад зашли в кузнечный двор, увидели подготовительную работу, сами предложили приехать и нарисовать картину. Мы Псков любим! Хотелось бы жителям пожелать одного: «Скобари, будьте трезвы во всех смыслах: и телом, и разумом! Мы тоже трезвимся, надеемся, вы нам в этом поможете!»

Праздник завершился выступлением легендарного музыканта, гитариста классического состава «Аквариума», участника «ДДТ» и «Поп-механики». Александр Ляпин признал в себе скобаря, заявив, что его мама родом из Псковской области.

Весь день напротив кузнечного двора для любителей истории работала интерактивная площадка, подготовленная реконструкторами города. Гостям передавали навыки владения средневековым оружием, предлагали пострелять из лука, даже представили постановку битвы псковских воинов с армией Стефана Батория. Также в Комсомольском переулке работала ремесленная ярмарка, где мастера народных промыслов делились секретами традиционных ремесел. На сцене проходила развлекательная программа с конкурсами, играми, костюмированными сценками и выступлениями фольклорных групп из Пскова, Ярославля и Санкт-Петербурга. Все: реконструкторы, мастера, артисты –  доказывали своей работой, что скобари достойны памятника. Ведущий со сцены взывал к публике:

– Есть скобари-то у нас? А скобарки? Скобарята? Вас не слышно!

Сначала откликались не многие, но уже к середине дня на вопрос: «Скобари, где вы?» публика громко, дружно и, главное, с гордостью выкрикивала «Здесь!».

 

Источник

Понравился материал? Поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях:

Дополнительная информация