Сокровища Тибета путешествуют по России

Сокровища ТибетаВыставка «Сокровища Тибета» с 2003 года путешествует по России, её уже увидели десятки тысяч человек более чем в 30 городах. Созданная усилиями сотрудников организации «Культурное наследие Гималаев» в год 300-летия Петербурга, она вновь, совершив круг (важное понятие в буддизме), вернулась на берега Невы.

В её залах проводятся экскурсии, лекции, демонстрируются кинофильмы, собираются специалисты Эрмитажа и других музеев для обсуждения вопросов истории и современного состояния искусства Востока.

Путешествующая выставка

Организаторы, говоря о миссии выставки, предлагают зрителю расширить свой кругозор и, углубившись в древнюю культуру, приобщиться к «вневременным ценностям, придать глубокий смысл своему существованию».

Культура и искусство буддизма в течение многих веков являются традиционными и для нашей страны. Буддизм известен на Дальнем Востоке ещё с VI века, а в XIII веке он распространился довольно широко, когда монгольские племена перекочевали с Тибета в Сибирь. С возрождением буддизма в современной России в 90-е годы, с ростом интереса к загадочному Востоку оживляется и музейная буддология.

На выставке «Сокровища Тибета» представлены более 200 редчайших экспонатов: свитковая живопись (тханка), изящные статуи будд и бодхисаттв, ритуальные предметы, музыкальные инструменты и т.д. Все эти произведения искусства выполнены в разное время мастерами Тибета, Непала, Индии, Монголии, Бурятии и Калмыкии.

Искусство буддизма включает разнообразную скульптуру, которая используется не столько для украшения храма, сколько для медитации перед ней. Статуи, экспонированные на выставке, представляют исторического Будду и его символические изображения, например, в виде льва.

Известно, что Будда Шакьямуни жил в V веке до н.э. До I в. н.э. изображать его было запрещено, но со временем верующие стали почитать Будду в человеческом образе. Постепенно, благодаря разработанной символике, удалось решить сложную задачу изображения состояния просветлённости и стремления к совершенствованию. Статуи Будды в нескольких традиционных позах, с разными жестами рук (мудрами), с многочисленными деталями служат для знающего человека символом конкретных идей, которые выражает та или иная статуя.

Изготовлением статуй традиционно занимались и занимаются мастера, которым это искусство передавались из поколения в поколение. На протяжении многих столетий скульпторы отдавали предпочтение металлу (бронза, медь, латунь).

На выставке также представлены многочисленные живописные произведения. Это своеобразные иконы, называемые искусствоведами танка (или тханка). По форме это картина-свиток, удобная для странствующих монахов и паломников. В качестве основы традиционно использовались шёлк, холст или бумага, загрунтованные смесью клея и мела. Затем художник выполнял минеральными красками яркий красочный рисунок. Это была очень ответственная работа в соответствии с древними канонами, которые требовали от художника не только следования композиции сюжета, цветовой гамме, но и пребывания в особом молитвенном состоянии.

Большая коллекция художественных фотографий повествует о традиционных и новых местах распространения буддизма в Азии и Европе, где в последние десятилетия появилось несколько крупных центров медитации, и строятся ступы. Слово «ступа» (санскрит) переводится как «вершина». В древней Индии это были могильные курганы над останками святого человека. Постепенно ступа превратилась в сооружения особой формы со шпилями, олицетворяя собой мироздание. Ступа также является символом Просветлённого ума Будды. Внутри ступ помещаются реликвии: мощи святых, священные тексты и др.

«Буддийское искусство в прошлом и настоящем»

Этой теме был посвящён круглый стол, собравший на выставке крупных представителей науки, искусства и общественности Петербурга и Москвы.

Приветствуя участников встречи, настоятель петербургского Дацана Буда Бадмаев говорил о суетности современного мира и о том, что буддийское искусство помогает человеку «с взглядом на мир, загрязнённым страстями, искать в собственном сознании, находить истинную природу своего ума».

Доктор исторических наук Елена Иванова (музей Кунсткамера) рассказала об истории российских коллекций искусства Востока, которым более 300 лет. Сегодня «закончилось долгое время безмолвия, когда коллекции лежали, молча, в печальный период «опиума для народа», - сказала она. В музее ведётся тщательная работа с коллекциями, выпускаются каталоги и проводятся выставки.

Хранитель тибетской и монгольской коллекции Эрмитажа Юлия Елихина поддержала коллегу, и рассказала о планах музея по проведению в ближайшие годы крупных выставок. В июне нынешнего года намечено открыть выставку «Великий шёлковый путь».

Современному искусству буддизма посвятила своё выступление Светлана Беляева, куратор выставочных проектов «Культурное наследие Гималаев». Она рассказала о современных мастерах скульптуры. Важным для них является продолжение традиции, сохранение в современном изделии требований канонов, так как «искажения в производстве нарушают суть изображения». Наиболее строго сохраняет традиции сегодняшнее производство в Непале.

«Поистине, красота одухотворяет», - из книги отзывов.

 

Источник

Понравился материал? Поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях:

Дополнительная информация