Символ Секира. Препятствия не внешние, они во мне

Этот символ - один из 24-х, представленных на выставке «Лабиринт. Дракон. Единорог. О чем говорят символы».
Вернуться к статье обо всех символах >>

 

Символ Секира. Препятствия не внешние, они во мне

Секира (греч. лабрис, восходит к догреческому слову) — топор с симметрично расположенными по обе стороны топорища лезвиями. В качестве рабочего инструмента им пользовались плотники, в качестве боевого оружия (у Гомера) — противники эллинов.

Секира

 

Он имел особое значение как культовый символ первоначально, вероятно, в виде отшлифованного каменного топора и, согласно Р. фон Ранке-Гравесу, сначала подчинялся титаниде Рее, позже был узурпирован олимпийскими богами и в виде палицы грома приписывался Зевсу. 

Секира - символ Зевса

Перед этим он имел большое значение в культе минойской культуры на острове Крит, причем два его изогнутых в виде полумесяца лезвия позволяют судить о нем как о символе Луны, а также указывают на обоюдоострый характер любой власти. Знаки двойного топора возможно как свидетельство божественной защиты зданий, вырезали на каменных плитах древнекритских дворцов. 

Критская секира

Само оружие происходит, по всей вероятности, из Малой Азии и часто изображается в руках мифических амазонок. В новейшей феминистской литературе оно увязывается с фазами Луны и матриархатом, властью матери. Позже он стал инструментом для жертвоприношения животных, а во времена римлян его носил в качестве атрибута бог воинов Юпитер Доликенус. Этрусский демон смерти Хару (Харун) носит подобный знак отличия, о котором приходится говорить скорее как о молотке. Церемониальные булавы западноафриканского народа йоруба, которые носили на танцах в честь бога грома и молнии Шанго, формально также напоминают о двойном топоре древних культов Восточного Средиземноморья.

Бог Шанго

Это справедливо также в отношении культового предмета бога молнии и грома Чангу в афро-бразильском ритуале «Кандомбле», деревянного двойного топора «оксе», причем культы народа йоруба в измененном виде продолжают жить в Новом Свете.

Неизвестное божество с секирой

В гербах русских городов часто встречается эмблема медведя с секирой на плече. Ее происхождение тесно связано с легендой о Ярославле (см. главу «Медведь»), герб которого она украшает. Позднее эта эмблема распространилась и на гербы прочих русских городов: Малоярославца, Пошехонья, Петровска, Данилова, Мыш-кина и т.д. 

Герб Ярославля с секирой

В гербах других русских городов (Галич, Тобольск) секира соседствует со знаменами, что символизирует их боевую славу. Секира, помещенная за стенами крепости в гербе Сергиева-Посада, красноречиво свидетельствует о постоянной готовности горожан отразить любого врага и защитить родной город. В военном деле боевой топор нашел широкое, хотя и не повсеместное применение. У многих народов древности, начиная с египтян, боевой топор был непременным атрибутом воина. Размеры топора сильно варьировались в зависимости от географии: североамериканские индейцы с изумительной ловкостью и точностью, достигнутыми путем бесчисленных тренировок, метали во врага небольшие томагавки, а римские легионеры времен Империи разили противника боевыми топорами, больше напоминающими средневековые секиры, хотя изобретателями широколезвийных секир историки признают скандинавских викингов. 

 

Понравился материал? Поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях: