Ачинский жезл

Ачинский жезлНаше время - время появления новых наук, каждая из которых рождается на стыке двух старых. Одна из таких наук - астроархеология, она появилась на стыке астрономии и археологии во второй половине прошлого века. Предметом ее изучения являются астрономические представления людей древности. Археологи нашли многочисленные свидетельства того, что в доисторические времена люди проявляли большой интерес к Солнцу, Луне, звездному небу. Одной из широко известных древних обсерваторий является комплекс Стоунхендж, расположенный в Великобритании. Но, оказывается, Сибирь представляет не меньший интерес для астроархеологов, обнаруживших в этой земле древнейшие артефакты. Это утверждает доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, директор Красноярского филиала Университета Российской академии образования Николай Дроздов.

Помимо Стоунхенджа примером любопытного материала для астроархеологов можно назвать многокилометровые рисунки на плато Наска (Перу). Фигуры животных (птица, обезьяна, паук и пр.) хорошо сохранились в полупустынном климате Наски, хотя их можно разглядеть, только поднявшись высоко над плато. О назначении рисунков до сих пор ведутся как научные, так и околонаучные споры. По одной из версий рисунки на плато Наска - это древние обсерватории, по другой - место проведения религиозных ритуалов и даже посадки космических кораблей. Мария Райхе, немецкий ученый, почти половину века изучавшая макрокомплекс плато Наска, помимо всего прочего предполагала, что он мог быть предназначен для решения астрономических задач.

С астрономией тесно связано такое понятие, как календарь, ибо с помощью передвижения светил по небу древние определяли, какое сейчас время года, ведь природные условия (смена времен года) не всегда могли точно указать, какой нынче день или месяц. Человечеству известно несколько древних, невероятно точных календарей - календарь ацтеков, круглый календарь майя, наделавший много шума в прошлом декабре - невежи посчитали, что он предсказывает конец света. Есть еще некоторые календари - древнешумерский, древнеегипетский и тому подобное. Но мало кто знает, что люди, жившие на территории современных Сибири и Урала многие тысячи лет назад, тоже имели свой календарь, не менее загадочный, чем календарь тех же майя. И этот календарь в недалеком прошлом был найден.

История находки такова. В 1972 году доктор исторических наук В.Е. Ларичев приступил к плановым раскопкам в Сибири. Целью раскопок было так называемое Ачинское палеолитическое поселение. По подсчетам ученых, это одно из древнейших поселений на планете, его возраст насчитывает более восемнадцати тысяч лет!

Во время раскопок было сделано множество ценнейших находок, которые позволяли понять, как жили люди в то невообразимо далекое время. Но одна из находок стала буквально сенсационной. Это предмет в виде жезла, вырезанный из бивня мамонта, прекрасно отполированного. На жезле располагались ряды углублений типа лунок, образующих змеевидные ленты по всей его поверхности. Эти лунки были различными по очертаниям, всего их насчитали 1065 штук, образовывающих спиральный узор. Видимо, эти лунки были сделаны методом продавливания различными разнофигурными каменными штампами.

Ученые долго ломали голову, что это такое? Чем для древних был этот жезл? Сначала предполагалось, что этот предмет чисто культовый, потом выдвинулось предположение, что это просто рядовой образец культуры человека эпохи палеолита. Так, по крайней мере, казалось на первый взгляд, но это только на первый. Жезл решили изучить более подробно и тщательно, даже рассматривали под микроскопом. И вот после этого осмотра и переноса на бумагу изображения лунок обнаружилось, что спирали лунок не просто хаотичный узор, а четко разделены на отдельные ленты, а эти ленты, в свою очередь, разбиты на зигзагообразные "строчки". Когда подсчитали количество "строчек", то выяснилось, что они состояли из определенного количества точечных ямок.

Полученные ряды чисел заставили Ларичева еще сильнее углубиться в изучение необычной находки. Первое, что бросилось ему в глаза после подсчета, это кратность количества лунок во всех лентах спиралей числу 3. ну, почти во всех - такой закономерности не подчинены лишь ленты под номерами 173 и 187 (все ленты были пронумерованы - для удобства подсчетов и дальнейшей работы). Однако говорить, что это исключение, тоже нельзя, так как у основания жезла они совмещаются, и общая сумма их лунок равна 360. Соответственно, эти ленты также подчинены общей закономерности - кратности числу 3.

Что же это за жезл такой интересный получается? Что означают все эти числа и закономерности? Ларичев выдвинул предположение, с которым согласилось большинство ученых: жезл - предмет не культовый и уж тем более не рядовой. Жезл не что иное, как календарь. Вполне логично будет предположить, что люди с этой палеолитической стоянки, на которой было найдено множество находок, подтверждающих довольно высокий уровень их культуры и развития, должны были как-то существовать в регулярно изменяющихся природных условиях, как-то к ним приноравливаться. И так как Юлианский календарь к тому времени просто еще не был изобретен (или открыт - тут каждый выбирает наиболее подходящее для себя определение), то должен был существовать какой-то другой. Какой? Ларичев постарался ответить на этот вопрос, опираясь на различные источники, начиная от древних летописей и заканчивая современными изданиями книг независимых исследователей, которые пока еще неизвестны широкому кругу читателей.

Что же в Ачинском жезле натолкнуло пытливого ученого на мысль, что это календарь? Количество лунок в лентах спиралей. Оно имеет ярко выраженный характер календаря. Например, лента под номером 45 отражает продолжительность полутора лунных месяцев и восьмую часть солнечного года; лента под номером 177 - половину лунного года и количество суток от осеннего до весеннего равноденствия; 207-я лента - половину лунного года плюс один месяц; 173-я - половину так называемого драконического года, играющего особую роль при определении времени возможного затмения; 187-я - количество суток от весеннего до осеннего равноденствия; 273-я показывает десять сидерических (т.е. звездных) лунных месяцев, что равняется трем четвертям солнечного года. Количество лунок в ленте под номером 3 показывает те три дня, когда полная Луна наблюдается невооруженным глазом без каких-либо признаков ущерба. В такой же календарный период, известный как новолуние, Луна может быть не видна на небосклоне. Даже общее количество лунок - 1065, выгравированных на поверхности скульптуры, - это не просто сумма, это составляет три лунных года плюс два дня.

Помимо этого детальный анализ лунок показал, что в отдельных змеевидных строчках образовывалось "гравированное поле" каждой из лент спиралей, что выявило определенную числовую ритмику. Мы не будем ее здесь сейчас приводить, дабы не утомлять читателей цифрами, однако из закономерности расположения чисел заметно, что количество лунок в строчках при переходе от ленты к ленте постепенно возрастает, как бы жестко диктуя направление и порядок переходов от строчки к строчке и от лент одной спирали к лентам другой.

Если приглядеться повнимательнее, то можно обнаружить не только математическую, но и календарную особенность этих числовых ритмов. В самом деле, все строчки, начиная с той, в которой размещено 43 лунки, и кончая той, где их 70, тоже календарные по характеру. Эти числа составляют блоки лунного календаря от полутора до двух и одной трети лунного месяца.

Был замечен и тот факт, что ленты времени на жезле воплощают символ змеи - хранительницы мудрости и священных знаний. Чтобы разгадать тайну древнего жезла и использовать его в качестве календаря, нужно подобрать ключ к его расшифровке. Таким ключом является точка отсчета, т.е. с какой лунки и с какого конкретного дня нужно начинать отсчет времени. Ответ подсказывают ленты 177-я и 187-я, которые отражают календарные периоды от осеннего до весеннего равноденствия и наоборот. Поскольку эти ленты занимают совершенно определенное место в числовом ряду, то ясно, что на ленту под номером 45 должно прийтись лето, за которым как раз и следовали осенне-зимний сезон 177-й ленты, весенне-летний сезон - 207-й, осенне-зимний - 173-й и т.д. Отсюда был сделан вывод, что первая лунка в ряду строчек 45-й ленты отражала сутки, близкие к летнему солнцестоянию 22 июня. Что касается того, какая это была фаза Луны, то было признано целесообразным считать, что ночное светило находилось тогда в состоянии полнолуния.

Наложение при проверках и экспериментах современного астрономического календаря на строчки лент спиралей показало, что при соблюдении вышеназванных условий трехлетний лунный календарь древнего человека Сибири начинался с трех дней полной Луны ленты номер 45 в июне и через 1062 суток завершался в мае тремя днями полной Луны, которые приходились на ленту номер 3. Эффектности и остроумию древнейшего календаря сибиряков трудно не отдать должное!

Ученые сделали вывод, что жезл являлся не просто древним произведением искусства с изображением календаря, но по нему практически велось исчисление времени. Более того, древние жители Сибири были прекрасно осведомлены, что сам по себе лунный календарь не может долго использоваться, поскольку отставание его от солнечного вскоре окажется настолько губительным, что начнется непоправимая путаница с сезонами и стабильность систем счета времени разрушится до основания. Выход предлагается такой: после трех лунных лет к календарю следует добавить один дополнительный лунный месяц, но сделать это надо так, чтобы полная Луна вновь пришлась на первую лунку ленты под номером 45. Через 18 лет, то есть после шестикратного прохода Луны по "спиралям времени", следует добавить два лунных месяца и с тем же непременным условием перевода ночи полной Луны на первую лунку ленты номер 45. Это придаст календарю на скульптуре из бивня мамонта достаточную стабильность, и он приобретет характер вечного!

Так что вывод ученых совершенно закономерен: люди, жившие в Сибири 18 тысяч лет назад, т.е. задолго до образования Шумерской, Египетской, Персидской, Индусской и Китайской цивилизаций, имели совершенный лунно-солнечный календарь.

Но на этом находки на территории современной Сибири, связанные с астрономическими наблюдениями и календарем, не заканчиваются. Например, в районе уникальнейшей в мире многослойной стоянки Усть-Кова (на данный момент затопленной рукотворным Богучанским морем) красноярскими учеными было найдено скульптурное изображение мамонта. Фигурка, возраст которой насчитывает 23 тысячи лет, вырезана из бивня мамонта и окрашена в два цвета - красный и черный. В древней мифологии эти цвета обозначали жизнь и смерть. Подобное можно сказать и о фазах Луны, она все время словно рождается и умирает. Подтверждение тому, что это знание было у древних людей, можно найти во многих мифах. Кроме того, наблюдая звезды, древний человек определял направление движения, находил ориентиры, видел, что небо меняется, что оно разное зимой и летом. Возможно, тогда наши предки не понимали, что и сама Земля движется. И в этом отношении создание древними людьми лунно-солнечного календаря звучит просто как фантастика.

Богатейшим регионом для работы астроархеологов в Сибири можно назвать Хакасию. Так, в Ширинском районе известен горный комплекс, называемый Сундуки. По результатам исследований Ларичева комплекс представляет собой древнейшую астрономическую обсерваторию бронзового века, где были найдены наблюдательные пункты для определения положения Луны и Солнца. Также в Хакасии Ларичев работал с древнейшим хакасским эпосом и наскальными рисунками, на которых можно увидеть этапы захода Солнца.

Вообще, древние наскальные рисунки отражают мифологию, связанную с космосом. Космические сюжеты особенно характерны для окуневского времени (окуневской называют южно-сибирскую археологическую культуру скотоводов бронзового века). В наскальных рисунках и скульптурных изображениях животных этой культуры часто можно увидеть и изображения Вселенной, солярные знаки, змей, соединяющих подземный и космический миры. Подобные рисунки и изваяния представлены в Хакасском национальном краеведческом музее им. Л. Р. Кызласова.

В 1973 году был изобретен и способ, как сберечь наследие древних художников. Красноярец Владимир Феофанович Капелько, заслуженный художник России и археолог, изобрел ныне всемирно известный метод эстампажного копирования наскальных рисунков на микалентную бумагу.

Популярный вопрос, адресуемый астроархеологам, - встречаются ли наскальные рисунки, которые изображают людей в скафандрах? И действительно, в разных районах мира найдены, например, изображения так называемых грибовидных человечков (люди в скафандре и с антеннами на голове). Археолог, доктор исторических наук Марианна Дэвлет обнаружила их в Саянском каньоне Енисея (сегодня эти места затоплены вследствие запуска Саяно-Шушенской ГЭС). Точно такие же грибовидные люди были найдены и на Чукотке, и в рисунках Тельменского района (Алтайский край). Подобные мифологические рисунки можно встретить в Азии и на Кавказе.

В других же регионах России были сделаны не менее потрясающие находки, связанные с астрономическими наблюдениями, по которым видно, что люди, населявшие эту территорию, обладали для таких наблюдений уникальным инструментарием. Так, например, найдены руины каменных комплексов астрономических обсерваторий и на Куликовом поле, и под Епифанью, и под Остряковом. На берегу бывшего ручья Курцы на Куликовом поле был обнаружен стоячий камень из белого песчаника в форме черепа гигантской лошади, имеющий сквозное конусообразное отверстие, в которое можно было наблюдать за восходяще-заходящим Солнцем, Луной, звездами или неподвижным участком звездного неба. Уменьшенная модель этого сорокатонного каменного телескопа, изготовленная из пластилина, легко поворачивается вокруг вертикальной, и еще легче - вокруг горизонтальной оси от малейшего нажима концом спички. Там же, в лощине Курцы обнаружены и другие каменные инструменты по слежению за восходом Солнца в дни солнцестояний и равноденствий. Были найдены не только солнечные часы с указателем типа вертикального стержня, вставленного в скважину на камне рядом с углублением для водяного уровня, но и наклонные, или "полярные", часы с указателем тени - стержнем, направленным на полюс мира, а также шаблон, по которому изготавливались треугольные плиты, представляющий собой круговую плиту с концентрическим кольцевым вырубом в ее геометрическом центре. Этот шаблон использовался и как солнечные часы, и как указатель пределов угла между точками восходов Солнца в дни зимних и летних солнцестояний. Длина выруба оказалась равной одной шестой части окружности, а его диаметр - в шесть раз меньше диаметра плиты, что дает приближение к удвоенному числу "Пи". Дальнейшие исследования этого шаблона выявили, что веревка, толщиной в полпальца, трижды закольцованная в вырубе плиты и затем предложенная как новый радиус, выполняла роль пантографа (приспособление в виде раздвижного шарнирного параллелограмма для перечерчивания чертежей, планов в измененном масштабе) по расчерчиванию треугольных плит.

Три таких плиты, с углом в 120 градусов при вершине и 30 градусов при основании, составленные между собой основаниями, образуют шестиугольник, являющийся "громовым знаком" с вписанным в него равносторонним треугольником. Этот шестиугольник являлся определителем направлений на солнце-восходы и солнце-заходы в особенные дни. Появление громового знака относится к IX тысячелетию до н.э. Что же касается шаблонной плиты лощины Курцы, то она насчитывала три хордовых среза. Один из срезов, отшлифованный и отмеченный треугольными зарубками, давал сторону уже не шести-, а восьмиугольника, являющегося "знаком Солнца", еще более раннего, чем "громовый" шестиугольник.

У славян-солнцепоклонников, почитающих Солнце не как Всевышнего Бога, а как животворный источник нашего планетарного космоса, все предметы культа и быта имели "солнечное" происхождение и также украшались избы. Известно, что на Руси избы издревле строились с покатой крышей, в отличие от западноевропейских домов. Торец крыши славянской избы, представляющий собой равнобедренный треугольник с углом в 120 градусов при вершине, имел небольшое круглое оконце, служившее для прохождения солнечного луча. В дни зимнего солнцестояния появление круглого солнечного пятнышка на противоположной стене говорило владельцу дома о том, что "солнце пошло на лето, зима - на мороз". Сами же кровли изб были украшены шести- и восьмиугольниками, будучи изначально ни чем иным как солнечными меридиональными календарями, с помощью которых славяне организовывали свой быт в гармоничном соответствии с божественным бытием Космоса.

Индийские волхвы рассказали известному французскому астроному Ж.Н. Делилю (1688-1768) о находящейся на севере прародине арьев, стране благородных - Арьяварте, откуда арийская культура - мать народов, разошедшихся по всей индоевропейской территории - распространилась по всему северному полушарию, охватив его своим светлым культом. Указали они ему и координаты древнейшего арийского города - храма-обсерватории. Он потратил более двух десятков лет на поиски протогорода (т.е. первогорода. "Прото" на греческом - "первоначальный, первичный, предшествующий"), находился совсем рядом с ним, но так его и не нашел.

Подобными поисками занимался не только Делиль, но и Петр I, и Екатерина II, а казаки еще в прошлом веке знали сокровенную тайну протогорода, но не выдавали ее. Наконец, в 1987 году в месте, указанном Делилем, которое находится на Южном Урале, где пролегают Рифейские горы, протогород был найден. Свое название город получил благодаря своему расположению вблизи горного хребта, называемого Аркаим. Об Аркаиме наша газета уже писала, поэтому не будем на нем останавливаться подробно, упомянем только, что это город-обсерватория с совершенной геометрией и очень интересным названием. Название в переводе означает "двойник неба" ("ар" - "небо"; "ка" - суффикс принадлежности или уменьшительный, т.е. "маленькое небо"; а "им" - "имеющий, соответствующий"). И действительно, Аркаим по своей форме является точным воспроизведением зодиака: он напоминает огромный гороскоп, построенный на Земле.

Другие, не менее важные в прошлом объекты также расположены по 51-53 градусам северной широты. Города, построенные по типу Аркаима, сейчас стали открывать в Прибалтике, в Печорах, в Сибири, в Крыму, на Кавказе.

Известны и сооружения, масштабами подобные Стоунхенджу - лабиринты солярного назначения, сделанные из валунов и гальки, на Кольском полуострове в районе современного Мурманска. В районе Кандалакши, в районе Белого моря, на Соловецких островах древнейшие из них относятся, по меньшей мере, к первому тысячелетию до н.э. Что-то похожее есть и в Швеции.

Итак, древние люди, проживавшие на земле России, уже восемнадцать тысяч лет назад имели совершенный лунно-солнечный календарь, солнечно-звездные обсерватории удивительной точности с поразительным каменным инструментарием; у них были древние города-храмы и города-обсерватории.

Из камня славяне строили там, где был недостаток леса, т.е. на островах (например, Аркона на острове Руян (Рюген)). Дитмар, Саксон и Гельмольд описывают храмы Арконы, Ретры и Ругевитского храма Карензе (Корницы). Аркона и Винетта (взятая данами в 1173-1177 годах) были построены из камня (их руины до сих пор можно увидеть). Много храмов было построено в горах: на Кавказе, Алтае, например, храм Солнца у горы Джомолунгма, который был в дальнейшем разграблен и разрушен. На Кавказе же многие храмы сохранились. На территории же России как деревянные, так и каменные храмы, капища практически полностью были уничтожены. Кроме того, было построено множество городов, о чем уже упоминалось выше.

По словам Николая Дроздова, человечество всегда основывалось на удивительной триаде философских вопросов: кто мы, откуда и куда идем? Независимо от принадлежности к той или иной религии или эпохе человек стремится понять, откуда он появился и что останется после него. Интуитивно кажется, что на эти вопросы можно ответить через общение со звездами, с космосом. Поэтому Николай Иванович признался, что, исследуя Землю, он часто смотрит в небо. И призвал всех чаще смотреть на звездное небо, чтобы видеть бесконечность, задумываться над вечностью и мечтать под звездами...

 

Источник

Понравился материал? Поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях: