Роса

РосаВо многих мифопоэтических традициях считается, что все, что нисходит с небес, носит священный характер, и в этом смысле роса имеет значение благословенного дара неба.

Роса — предвестник рассвета и приближающегося дня, символизирует чистоту, свет, духовное просветление, божественное Слово, святой дух; сладкая роса — это мир и преуспевание. Роса связана с идеей омоложения и бессмертия, но в тоже время может олицетворять недолговечность, эфемерность, иллюзию.

В Китае «дерево сладкой росы», растущее на священной горе Кунь-Лунь, символизирует бессмертие, является центром мира и принимает на себя символизм Древа Жизни.

В буддизме "Ворота сладчайшей росы«- буддийское учение. «Сладкая роса», амрита — это нектар богов, святая или чудодейственная вода бессмертия, проливающаяся с небес на земные цветы.
Роса на цветке

Роса, кроме того, является буддистской эмблемой недолговечности, мимолетности.

В Каббале роса — это воскресение. Мертвые возрождаются Росой Света, испаряющейся с Древа Жизни.

В Месоамерике роса священного кактуса символизирует бессмертие.

В античности росу символически связывали с посланницей богов Иридой, чье одеяние состояло из переливающихся цветами радуги капель росы, и с богиней утренней зари Эос (считалось, что роса — это слезы Эос).

У неоплатоников это естественная оболочка душ.

В христианской символике небесная роса — дар святого духа, она оживляет и освежает засохшие души. «Воспряньте и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Исайя 26:19).

Роса является олицетворением божественного Слова: «...По всей земле сушь была прежде: идольской ложью народы одержимы; и потому росы благодатной не приемлют; только в иудее знаем был бог... кончилось иудейство, и закон отошел. Жертвы не приняты, ковчег и скрижали, и очистилище отнято. По всей же земле роса, по всей же земле вера распространилась...(чтобы) сынов своих в нетление облачить». (Иларион, митрополит киевский «Слово о законе и благодати»).

У алхимиков роса — это зародыш философского камня и один из символов первоматерии (Materia Prima). Восточные славяне считали росу целительным семенем, принесенным на землю богиней небесной воды Зарей. Праздник росы наши предки отмечали на Ивана Купала, который, таким образом, связывался не только с Солнцем, но и с росой. В ночь на Купала собирали росу, умывались ею, считая, что она исцеляет от болезней и придает девушкам красоту. В русской народной сказке Добрыню Никитича с детства заставляли качаться по утренней росе. От этого он стал таким крепким, что с шести лет мог вырывать с корнем дубы. Роса имеет непосредственную связь и с русалками. Русалка Росяница — покровительница росы, она насыщает травы животворной силой, дает корм коровам, поэтому говорят: «Росяница детей кормит молоком». Существует поговорка: «Дети — это Божественная роса».

* * *

Катится небо, дыша и блистая...
Вот он — дар Божий, бери не бери!
Вот она — воля, босая, простая,
холод и золото звонкой зари!
Тень моя резкая — тень исполина.

Сочные стебли хрустят под ступней.
В воздухе звон. Розовеет равнина.
Каждый цветок — словно месяц дневной.

Вот она — воля, босая, простая!
Пух облаков на рассветной кайме...
И, как во тьме лебединая стая,
ясные думы восходят в уме.

Боже! Воистину мир Твой чудесен!
Молча, собрав полевую росу,
сердце мое, сердце, полное песен,
не расплескав, до Тебя донесу...

Владимир Набоков

Образы осени

1
Ветер колышет легкое платье.
Сетчатых окон ряд.
Редкие капли часов водяных
в ночной тишине стучат.
Луны, перешедшей Небесную Реку,
Стали росой лучи.
Осенние ветви пугают сорок,
А листья летят и летят...


2
Плещутся синие волны Тайи
под самой дворцовой стеной.
Приходят печали осенних дум,
рассеялся летний зной.
Целую ночь легкий ветер трепал
пряди озерных трав.
Блещут на лотосовых лепестках
капли росы ночной.

Ван Вей

Понравился материал? Поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях: