Карма-Йога

Карма-ЙогаЦель человечества есть знание, то есть это единственный идеал, поставленный перед нами восточной философией.

Никакое знание не приходит извне — все оно находится внутри. Вместо того, чтобы говорить, что человек что-то узнает, правильнее было бы сказать, что он “открывает” это для себя, снимая покров с собственной души, хранящей основные знания.

Все обусловлено кармой, трудом, работой. Никто ничего не может получить, если того не заслужил. Наша карма определяет, чего мы заслуживаем и что мы можем усвоить.

Карма-йога учит умелому и правильному исполнению работы. Всякий труд существует для выявления сил, уже существующих в уме, для пробуждения души.

Пусть человек, не видящий для себя лучшего, работает с эго¬истической целью, ради приобретения известности или славы, но каждый из нас должен всегда стремиться к высшим побуждениям и пытаться понять их. “Мы имеем право работать, но не имеем права на плоды работы”.

Если вы помогаете человеку, не думайте об отношении этого человека к вам. Если вы хотите сделать хорошее дело, не думайте о результатах его для вас самих.

Тот человек идеален, который среди величайшей тишины и уединения находит самую напряженную деятельность и среди на¬пряженной деятельности находит тишину и уединение пустыни. Он обрел тайну самообладания: он имеет власть над собой. Он идет по улицам большого города с его шумным движением, но ум его спокоен, как будто он находится в пещере, куда не долетает ни один звук, и ум его все время напряженно работает. Таков идеал Карма-йоги.

Надо приниматься за работу, выпадающую на нашу долю. Работая, мы должны анализировать мотивы, побуждающие нас к труду. Сначала мы неизменно будем убеждаться в том, что побуждения наши эго¬истичны; но настойчивость постепенно растворит этот эгоизм, пока не наступит время нашей бескорыстной работы. Когда мы этого достигнем, все силы наши будут сосредоточены и знание, присущее нам, проявится.

В “Бхагавадгите” постоянно повторяется, что все мы должны неустанно работать. Всякий труд по природе своей состоит из до¬бра и зла. Нет работы, которая где-нибудь не принесла бы поль¬зы; нет работы, которая кому-нибудь не принесла бы вреда. И добро, и зло, заключенные в работе, дадут свои результаты, создадут свою Карму.

Решение по “Бхагавадгите” по отношению к этой создающей оковы природе труда, заключается в том, что мы не должны привя¬зывать себя к работе, которую мы делаем.

Пользуясь сравнением ума с озером, можно сказать, что в уме всякое волнение, затихая, не про¬ходит совершенно, а оставляет след и возможность снова поя¬виться. Этот след и возможность нового появления волн, прошед¬ших в уме, и есть то, что назы¬вается самскара.

Работайте, как будто вы чу¬жие люди в этой стране, пришед¬шие сюда только на время. Этот мир — не наше настоящее место жительства; это только один из этапов, через которые мы должны пройти.

Великое изречение Санкхья: “Вся природа для души, а не душа для природы”.

Вся суть этого учения состоит в том, чтобы работать как вольные хозяева, а не как рабы.

Не хвалитесь вашей щедростью к бедным и не ждите от них благодарности; скорее, будьте им благодарны за то, что они дают вам случай проявить свое милосердие. Совершенно ясно, что быть идеальным человеком, живя в миру, гораздо труднее, чем быть идеальным саньяси. Истинная жизнь труда так же тяжела, если не тяжелее, чем истинная жизнь отречения.

“Соедини цель и средства воедино. Когда ты делаешь какую-нибудь работу, не думай ни о чем, кроме нее. Твори ее, как высшую молитву, посвящай ей всю свою жизнь, пока ты ее делаешь”.

Только работник, привязанный к плодам своей деятельности, ропщет на обязанности, выпавшие на его долю в жизни; для работника, достигшего бесстрастия, все обязанности одинаково хороши и являются орудиями, которые убивают эгоизм и чувственность, обеспечивая свободу души.

Наши обязанности определяются нашими заслугами в гораздо большей мере, чем мы готовы признать. Соревнование порождает зависть и убивает доброжелательность сердца. Для ропщущего человека все обязанности неприятны; ничто его не удовлетворяет, и вся его жизнь обречена на неудачу. Будем работать, исполняя попутно все, что к нам приходит, и будем готовы ко всему приложить руки. Тогда мы, несомненно, увидим Свет.

Надо научиться работать бесстрастно, чтобы избавиться от фа¬натизма.

Только хладнокровный, спокойный, рассудительный человек, полный сочувствия и любви к ближним, может хорошо работать и приносить пользу. Фанатик неразумен, в нем нет сострадания; он не может ни улучшить мир, ни сам стать чистым и совершенным.

Главная польза работы для других состоит в очищении самих себя. Путем постоянных усилий, делая добро другим, мы стараемся забыть о себе; это забвение себя и есть урок, который нам надлежит усвоить в жизни. Человек после многих лет борьбы наконец понимает, что истинное счастье состоит в искоренении эгоизма и что никто не может сделать его счастливым, кроме него самого. Каждый милосердный поступок, каждое сострадательное чувство лишает нас большой дозы самомнения и открывает нам глаза на наше собственное ничтожество.

Высочайший идеал состоит в вечном и всецелом отречении, в котором уже нет больше “себя”, а только “ты”. Этические идеалы, если они действительно прекрасны, могут быть основаны лишь на само¬отречении.

Два санскритских слова: “правритти” и “нивритти”.

Правритти — движение по направлению к чему-нибудь, оно олицетворяет “Я” и “мое”; оно включает все то, что обогащает это “Я” посредством денег, власти, славы и что по природе стремится захватить, собрать все в один центр, и центр этот есть “Я”. Когда это стремление начинает ослабевать, тогда вступают в свои права нравственность и религия, нивритти — отдаление, отхождение. Как правритти, так и нивритти — суть разные виды труда; правритти — дурная работа, нивритти — хорошая.

Карма-йога учит: “Не отрекайся от мира; живи в мире, впитывай его влияние, сколько можешь; но лучше вовсе не работай, чем делать это для личного удовольствия”. Целью жизни не должно быть удо¬вольствие.

Древние христиане говорили: “Надо совлечь с себя ветхого человека”. Этот “ветхий человек” есть эгоистическое представление, что весь мир создан для нашего наслаждения. С этих позиций тигр, пожалуй скажет “Человек создан для меня” — и будет молиться: “Господи, как скверны эти люди, которые не попадаются на моем пути, чтобы я их съел; они нарушают Твой закон”. Мир в той же мере создан для нас, как и мы для мира.

Чтобы хорошо работать, надо сначала избавиться от пристрастия.

Если вы верите в Бога, верьте, что то, что вы считаете своей собственностью, принадлежит в действительности Ему. Величайшая слабость часто принимает личину величайшей добродетели или силы. Думать, что кто-нибудь зависит от меня и что я могу сделать добро другому, является слабостью. Это убеждение вызывает пристрастие, а пристрастие порождает все наши страдания.

Если вы, давая что-нибудь человеку, ничего от него не ждете, даже благодарности, — тогда его неблагодарность вас не поразит, так как вы даже не предполагали, что имеете право получить что-либо взамен; вы дали ему лишь заслуженное им. Собственная Карма доставила ему это; ваша Карма сделала вас при этом посредником. Вы только посыльный, принесший деньги или какой-нибудь другой дар, который заслужен миром, его собственной Кармой. Чем же вам в таком случае гордиться? Когда вы приобретаете бескорыстие, бесстрастие, то для вас не будет существовать ни добра, ни зла. Лишь эгоизм устанавливает разницу между добром и злом.

Ничто в мире не имеет власти над индивидуальным “Я” человека, пока оно по собственному неразумию не утратит своей независимости. Став бесстрастным, вы побеждаете и отрицаете чью бы то ни было власть над вами.

“Одни только глупцы утверждают, что труд и философия — разные вещи; люди знающие этого не говорят”. Мудрые понимают, что, разнясь друг от друга по видимости, философия и труд в конце концов приводят к одной цели — к совершенству человека.

Величайшая идея в религии Веданты состоит в том, что мы можем достигнуть цели различными путями. Пути эти можно разделить на четыре категории — путь труда, путь любви, путь изучения себя и путь изучения мира. Но это разделение не резко разграничено, и пути не исключают друг друга, нередко сливаясь между собой.

Все религии и все методы служения и работы приводят нас к одной и той же цели. Эта цель — свобода.

Карма-йога представляет систему этики и религии, имеющую целью достижение свободы посредством бескорыстия и добрых дел. Каждая минута его жизни должна превратиться в осуществление, поскольку ему приходится разрешать одним только трудом, без помощи доктрины, ту же проблему, к которой Джнани прикладывает свой разум и вдохновение, а Бхакта — свою любовь.

Лучше всего работает тот, кто работает без всякого, личного мотива, — не из-за денег, не из-за славы, не из-за чего-либо другого. И когда человек может работать так, без всякого пристрастия, он становится Буддой, и из него исходит такая сила труда, которая может изменить весь мир. Такой человек представляет собой высший идеал Карма-йоги.

 

{odnaknopka}

Понравился материал? Поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях: