Разница между «быть преданным императору» и «любить императора»

Китайский императорМногие современные китайцы ассоциируют древнее понятие верности с поведением  правительственных чиновников, которые бездумно исполняли приказы императора, даже когда они знали, что эти приказы ставят под угрозу самого императора и интересы страны.

Многие современные китайцы ошибочно ассоциируют древнюю доктрину Конфуция «срединного пути» с так называемыми «смышлеными людьми», которые знают, как получить выгоду, обеспечить собственную безопасность в этом небезопасном мире, оставаясь нейтральными, особенно сталкиваясь с двумя полярными сторонами.

Думая о социальном статусе женщины в древнем китайском обществе, многие современные китайцы думают о тех бесправных китайских женщинах в патриархальном китайском обществе. Они были лишены средств и возможностей зарабатывать себе на жизнь. Их учили, что когда они становились вдовами, то должны были ими оставаться до конца своей жизни,  храня целомудрие из уважения к их умершим мужьям. Даже если они  испытывали лишения, от них ожидалось, что они уморят себя голодом, но не выйдут замуж за другого человека, который будет их обеспечивать.

Я когда-то был одним из таких китайцев, которые неправильно понимали большую часть древних концепций и ценностей Китая. Позже у меня была возможность перечитать многое из древней китайской классической литературы со спокойным, объективным и непредвзятым мышлением. Потом я понял, что я, на самом деле,  ничего не знал о древней китайской культуре. Мои предыдущие знания древней китайской культуры были исковерканными толкованиями Коммунистической партии Китая, которые были внедрены в умы людей, когда партия пришла к власти в 1949 году. Я понял, что подлинная, древняя китайская культура был очень глубокой. Древняя китайская культура была искажена, что приводит к исчезновению многих драгоценных китайских традиций. Это привело к тому, что подавляющее большинство китайцев утратили понимание их культуры и пренебрегают драгоценными китайскими традициями. В результате, мораль современных людей Китая продолжает ухудшаться, и  китайское общество находится в моральном упадке. Я надеюсь прояснить некоторый истинный смысл этих древних китайских ценностей и предоставить людям возможность понять истинную древнюю китайскую культуру.

Во время правления императора Чэнди династии Хань (51 - 7 г. до н.э.) был молодой человек по имени Чжан Фан. Мать Чжан Фана была принцессой, а его   жена была младшей сестрой   императрицы. Император Чэнди и Чжан Фан были закадычными друзьями. Император Чэнди часто предавался с Чжаном выпивке, вечеринкам до поздней ночи и пренебрегал  государственными делами.  Мать императора Чэнди, великая вдовствующая императрица Ван, чувствовала, что Чжан Фан был виновен в халатности императора Чэнди. В   итоге она попросила императора Чэнди, чтобы он изгнал   Чжан Фана из столицы. Согласно историческим записям, годы спустя, когда император Чэнди умер в 7 г. до н.э., Чжан Фан не  переставал плакать, услышав новость, и вскоре умер.

Что заставило меня задуматься над этой историей, так это комментарий древнего китайского историка относительно личности Чжан Фана. Примерно он звучал так: «Чжан Фан горячо любил императора, но он не был ему предан.   Чжан Фан был далек от идеала доброжелательности и справедливости». Для древних китайцев, смысл истинной верности - в  почитании моральных качеств, что гораздо выше обычного понятия любви.

Имея это в виду, нам, вероятно, следует пересмотреть отношение к тем самым запоминающимся персонажам древней китайской истории, которые известны своей преданностью. Те, кто был действительно предан, защищали интересы государства, несмотря на риск смерти; рисковали своими жизнями и мужественно выступали против коррумпированных высокопоставленных должностных лиц, которые имели отрицательное влияние на  императоров или руководителей государственных органов. Мы уже знаем, что древние китайцы считали, что Чжан Фан «любил своего императора», но «не был ему предан». Тогда возникает следующий вопрос: «Что такое  настоящая преданность?»

Чжи Ан был важным придворным во время царствования императора Уди из династии Хань (157 - 87 до н.э.). Чжи  однажды разгневал императора Уди  своими откровенным предложениями, и многие его коллеги позже упрекали его, называя его глупым. Чжи Ан объяснил: «Цель придворных в том, чтобы помочь императору управлять страной. Разве мы являемся придворными шутами, которые отвечают за угождение и развлечение императора? Разве наша работа в том, чтобы праздно наблюдать, как император разоряет страну? Нам даны такие важные посты придворных, чтобы ставить личные интересы выше безопасности страны? Если это так, что станет с этой страной?»

В «Книге сыновней почтительности» в разделе XV «Сыновняя почтительность в связи с обличением и увещанием» есть важная дискуссия, связанная с верностью. Один из учеников Конфуция по имени Цзэн спросил: «Я рискну спросить, является ли безусловное подчинение приказам своего отца сыновней почтительностью?» Конфуций ответил: «Какие слова эти! Какие слова эти! Исторически сложилось так,  что если у Сына Неба (императора) было бы семь министров, которые бы его увещевали, даже если у него не было правильных методов правления, он не потерял бы владение королевством. Если бы у князя государства (или феодала) было пять таких министров, хотя его меры могли бы быть столь же неправильными, он не потерял бы своего государства. Если у великого генерала было трое таких подчиненных, то он не потерял бы свою армию.    Если бы у генерала был друг, который бы его увещевал, доброе имя не перестало бы быть связано с его личностью. И отец, который имеет сына, который увещевает его, не попадет в яму неправедных дел. Когда дело касается неправедного поведения, то, само собой разумеется, что сын ни в коем случае не должен удерживаться от увещевания отцу, ни министр своему правителю. Следовательно, в случае неправедного поведения требуется протест, то, как безусловное подчинение приказу отца может считаться сыновнем благочестием?»

Истинная верность подразумевает помощь своему хозяину или императору в предотвращении принятия неправильных решений. Иными словами, подданный верен, когда он несет ответственность перед страной, народом и его императором. Имея это в виду, мы знаем, что «уходя без ограничений в разгул» с императором Чэнди, Чжан Фан способствовал нравственному падению  императора Чэнди.

Интересно, остались ли «верные придворные» в сегодняшнем Китае, которые бы рискнули своей жизнью, чтобы быть по-настоящему ответственными за Китай и ее народ.  Древние китайцы были способны отличить правду от лжи. Даже в самые смутные времена в истории Китая, из-за сильного влияния традиционных нравственных ценностей, китайцы на протяжении всей своей истории всегда поддерживали или симпатизировали действительно преданным  историческим личностям, даже когда они подвергались преследованиям. Поддержка общественного мнения верных и преданных людей  была естественным проявлением основных китайских моральных ценностей. Однако  так как коммунистическая партия Китая взяла власть над Китаем, высказывание: «Если человек не гонится за личными интересами, небо и земля его убьют» уже стало девизом, распространенным во всем китайском обществе! Судя по всему, с эрозией традиционной китайской культуры и моральных ценностей, исчезает истинный дух преданности.

Источник

Понравился материал? Поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях: