Символизм звука

ЗвукВсю массу звуков возможно подразделить на три принципиально отличных друг от друга типа: изначальный Звук, природные шумы и звук порожденный человеком. Первый из них не может быть воспринят непосредственно и во всей своей полноте, но лишь через посредство своих проявлений в звуковой картине мира и человеческом творчестве.

Многие традиционные учения полагают звук первым элементом в процессе материального проявления, положившим начало всем другим созданным вещам и явлениям мира, начиная со света (или воздуха и огня). Примером тому может служить гимн из "Poimandres" Гермеса Трисмегиста:

Священный звук (или Слово, Логос - в мистической традиции) имеет созидательную силу и служит символом божественной власти. Для индоевропейца же в нем заключался универсальныйм вселенский закон (рита, рота, арета), пронизывающий все стороны бытия. Вероятно отголосок этого Первородный Гул слышится в трубном звуке (гласе) индуизма, иудаизма и христианства, где он служит выражение божественной мощи или гнева. А может быть он слышен в звуке "А" исполненном большой мистической силы и магического действия.

Раскаты грома - во множестве культур воспринимался как мощные звуки, порожденные небесными жителями, богами. В силу мощи этих проявлений бог грома, молнии и погоды часто выступал и верховным властелином неба (Зевс или Перун). Гроза воспринималась как голос космической энергии, взаимодействие полярных сил Космоса. Завывание ветра, плеск воды, другие шумы, входящие в великую симфонию Природы, воспринимались как голос, членораздельная речь живого и одушевленного Мира.

Изначальная сакральность звука объясняет то значение, которое имеет в культовой практике мантровая работа или молитва. Многократное повторение священных текстов - это своего рода причащение к Космосу, непосредственное включение в ритм, вибрацию Вселенной, позволяющее говорящему вбирать духовную энергию.

Тесная связь речи и письма служит причиной взаимопроникновения символики букв и звуков. Будучи порождением и отображением космогенезиса письменные системы воспринимались и строились как сакральные перечни наиболее важных составляющих мира. Устанавливались соотношения букв и звуков со знаками Зодиака, числами, периодами обращения Солнца и Луны. Такие, буквенные по-преимуществу, соответствия играют значительную роль в гностицизме и культе Митры. Система пифагорейцев, напротив, построена на звуковых, а не буквенных аналогиях. Один из ранних отцов церкви, Ипполит, цитирует замечание, приписываемое пифагорейцу Марку:

Семь небесных сфер произносят в отдельности семь гласных и все вместе эти гласные образуют единый хвалебный гимн Богу, звук которого, опускаясь ниже, становится творцом...(9).

В 1911 году Сент-Ив д'Альвейдр в своей "Археометрии" предпринял попытку широкого изучение и обобщения буквенного символизма, хотя его заключения достаточно спорны. Вот, например, его высказывание о букве М:

Она соответствует природному первоначалу, которое, в свою очередь, дает начало всем временным формам существования. Ее число - сорок. Ее цвет - цвет морской волны; ее знак - Скорпион: ее планета - Марс; ее музыкальная нота - ре.

Современые исследования в области фоносемантики и другие виды"глубинного" толкования букв в большей степени базируются на бессознательном восприятии звука, что роднит их, например, с упанишадами или некоторыми древнеиндийскими трактатами по философии языка. В этих древних текстах звуки выступают как классификационные элементы большой разрешающей силы.

В противовес многим природным звукам, воспринимаемым как проявления стихийности и хаоса, музыка всегда служила символом мистического космического порядка и обычно связывалась с происхождением самой жизни. Примитивная музыка, основанная на ритме и имитации звуков животных и природы, была не столько отражением Космоса, сколько попыткой установить контакт с миром духов, одной из важных составляющих магического воздействия на мир. За музыкой признавалось влияние на живые существа и неживую материю: так неусыпный Аргус спит под звуки дудочки Меркурия, Орфей усмиряет животных, а лира аполлона помогает возводит стены Трои. Появление более сложных инструментов и гармоничных сочетаний сделало символом космического порядка, а в Китае и Древней Греции связало с символикой чисел и планетами (вспомните выражение«музыка сфер»).

Символизм звуков в музыке вряд ли может быть исчерпывающе описан, будучи крайне зависим от индивидуального восприятия. Наиболее полной работой, где была предпринята попытка такого анализа музыкального символизма, можно признать "Музыкальное начало анималистских символов" Шнайдера. По его мнению границы музыкальной символики столь широки, что, пожалуй, все символические значения в своей основе являются музыкальными или, по крайней мере, имеют дело со звуками. В целом, высокие и пронзительные звуки соотносятся с женским принципом, а низкие по тону — с мужским.

Среди звуков, имеющих свои особенности в интерпретации можно выделить:

Шуршащие;
Гудящие;
Звенящие, колокольные;
Звуки ветра, свист, духовые инструменты;
Гласные звуки.

Ряд явлений и объектов приобретает дополнительное значение и символическую значимость в связи со своей способностью звучать. Таковы, например, Звучащие камни к которым могут быть отнесены и Колоссы Мемнона, и установленный Гераклом на могиле Калаида и Зета камень, издающий долгие печальные звуки при северном ветре. Но более известны, пожалуй, камни, которые играли важную роль в древних обрядах коронации. Считалось, например, что такие камни издавали громкие звуки, если их касался истинный король (Древняя Ирландия). В трактат по магии Псевдо-Плутарха "О реках" встречается описание другого, наделенного голосом минерала:

В Пактоле находят камень, называемый аргюдофюлакс, сходный с серебром. Его трудно увидеть, ибо он смешан с зернами золота, которые река катит в песке. У этого камня особое свойство. Богатые лидийцы, которые одни только в состоянии его купить, помещают его на порог помещения, где хранятся их богатства, и сохраняют таким образом свое золото, ибо как только приближаются воры, тот камень издает звук трубы.

Ряд музыкальных инструментов теснее других связан именно со звуковой символикой.
• Так витая раковина, которая часто использовалась как ритуальный музыкальный инструмент в приморских и речных культурах, может считаться символом звука вообще, а ее звучание считался голосом первого существа (Индия, Полинезия). Классическая античность и Ренессанс наделяли символическим значением два рода инструментов: струнные и духовые. Спокойному, невозмутимому звучанию первых придавали духовно возвышающее воздействие, в то время как грубый, вульгарный звук язычковых духовых инструментов (двойной авлос, сиринкс, шалмей, реже, волынка) возбуждал низменные страсти. Аллегорически этим противопоставлялись интеллектуальное и эмоциональное начала.
• Барабан был важен для коммуникации, его вибрирующий звук проникает в самое сердце и предполагает способность общаться со сверхъестественными силами. Барабан, кроме того, тесно связан с ритмом и означает любой звук вообще (в т.ч. изначальный, первобытный); ритм Вселенной; речь, и магическую силу.
• Бубен (тамбурин) обычно ассоциируется с античными ритуалами в честь богов плодородия. Как и барабан напоминает своим раскатистым звуком о громе и дожде и служит от Африки до Азии (не исключая и Центральной Америки) символом плодородия.
• Лира - символ гармонического соединения космических сил. Семь ее струн соответствуют семи планетам. Тимофей Милетский довел количество струн до двенадцати (соответственно знакам Зодиака).
• Арфа может служить ярким и характерным воплощением звука как носителя напряжения и страдания, формы и жизненных сил.

ПАЛЕОАЗИЯ

В шаманизме ритм, служащий костяком мелодии, соотносится с костяком человеческого тела, что делает и барабан (как и скелет) символом силы и жизненности тела, естества природы. Барабан трансформирует сакральную энергию шамана в ритм и звук.

АНТИЧНОСТЬ

Доэллинские богини-матери изображались с лирами в руках, имеющими то же значение, что и флейта Кришны. Керл (56)
Для образного мира поздней античности характерно воззрение о том, что буквы, звуки и слова образуют элементы мироздания. Платон полагал, что музыкальные и математические законы сформированы космосом и что планеты, двигаясь и взаимодействуя друг с другом, создают божественную гармонию так же, как высота звуков меняется в зависимости от того, какие струны музыкального инструмента вибрируют. (Боэций. Музыка сфер.)

Гностики, утверждавшие, что владеют знанием тайн Вселенной, использовали гласные греческого алфавита в качестве священных слогов. Каждая из них ассоциировалась со сферой, планетой, определенным цветом (11) и одним из семи звуков греческой лиры (семиструнной кифары) которую использовали в своих обрядах. Теми же гласными определялись семь направлений пространства (шесть лучей трехмерного креста, плюс центр (39). Соотнесение греческих и древнееврейских звуко-букв с числовыми величинами открыло двери космогоническим умозаключениям, которые составили ядро "умозрительного гносиса" в еврейском эзотерическом учении (каббала).

ГРЕЦИЯ

Эол - бог ветров и всех музыкальных инструментов, издающих звуки с помощью движения воздуха.

ЕГИПЕТ

У Хатор свой культовый инструмент — систр, связанный с папирусом. В честь богини срывали и встряхивали ритуальным движением пучок зонтиков папируса, извлекая из него шуршащий звук, прогоняющий силы тьмы.

Пта — бог города Мемфис (первоначально бог ремесла), занявший во времена пирамид место творца, своими созидательными органами имел сердце и язык. Могущество слова он создал мир. Лишь при каждом ударе сердца и при каждом звуке открывается творческая сила бога.

Уродливый Бес — духом защиты, отклоняющий зло, для чего он кроме "са" и ножа имел музыкальный инструмент, звук которого отпугивал злых духов.

В представлениях о Тоте подчеркивается связь между письменностью и звуками: Тот обладал магической возможностью передавать написанное адекватной ему устной речью. Главная же сила Тота - в синтезе с помощью письма того, что сказано: "Ра изрек, и Тот записал" - такова обычная формула, определяющая роль бога-писца.

ТИБЕТ

Тибетцы часто используют мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ в магических целях как профилактическое средство: заклинание пишут на амулете и погружают его в воду; окрашенный им напиток затем выпивают.

КИТАЙ

В Китае звуки (как и многое другое) были распределены (вплоть до полутонов) между началами «инь» и «ян». Таким образом, мелодия становилась символом единства противоположностей, считавшегося основой всего сущего и духовного.

Ветер Конг (нота до), звук которого напоминает мычание быка, предвещает счастливый год.
Ветер Чанг (ре), похожий на топот лошадей, свидетельствует о скорой войне.
Ветер Че (соль), звучащий, подобно стае птиц, предупреждает о засухе.
Ветер Ю (ля), звук которого идентичен грохоту промокшего барабана, предвещает наводнение.
А ветер Кио (ми), такой же шумный, что и толпа из тысячи человек,— плохой год.

Особое отношение сложилось к чистому и прекрасному звуку тонких пластинок из нефрита. При ударе он издает исключительно мелодичный звук, - отголосок невыразимой божественной музыки, выражение счастья, который поэты Китая называют голосом влюбленного. Писатель Хиу-Чин приписывает нефриту пять достоинств из которых мелодичный звук соответствует познанию наук. Для религиозных церемоний применялись тонкие нефритовые пластинки, которые подвешивались на золотых цепочках или шелковых шнурках.

МЕЗОАМЕРИКА

Кетцалькоатль и Хуракан создали мир произнесением слова «Земля».

АВСТРАЛИЯ

У племен юго-восточного побережья Австралии с божеством и/или культурным героем Дарамулуном связан звук гуделки, символизирующий его голос. Он воспринимается как дух, превращающий мальчиков в мужчин.

ИНДУИЗМ

Звук флейты Кришны явился магической причиной рождения мира. Керл (56)

В индуизме и буддизме Слово как Дхарма - невыразимо. Звук означает нисхождение чистого Духа в материю, служит символом Эго, или высшего Манаса. Доктрина утверждает, что звук уже сам по себе есть вибрация Космоса (космической энергии) и созидательная сила присуща любому звуку. В учении мимансы существует также положение о бессмертии предвечно существующего звука. (Ср. представления о букве в позднеиудейской традиции).

Вся эта вселенная - лишь порождение звука.
(Вакья-падия).

Первичный Звук, положивший начало чувственному миру — священное звуко- и буквосочетание АУМ или мантра мантр. Три его фонетических элемента (АА-УУ-ММ) символизируют триаду индуистского пантеона — Брахму, Вишну и Шиву или представляемые ими принципы созидания, поддержки и разрушения. От идеи сотворения мира от Изначального Звука происходят и некоторые атрибуты этих богов. Корова, женский аспект Брахмы, известна также как "поющая Корова", что идет от идеи сотворения звука в мире. Вишну несет раковину моллюска, символ океана. а также первого жизненного дыханияи дыхания Вишну, от которого вибрирует вселенная. Шивы несет барабан, сотносимый со звуком творения и ритмом космического танца Натараджи.

Представление о том, что вибрация священного первородного звука сделала задуманный мир явным, встречается во многих традициях.

БУДДИЗМ

По одной из версий имя бодхисатвы Авалокитешвары (санскр. Avalokitesvara), восходит к форме "avalokitasvara" — "наблюдающий за звуками", поскольку именно такая форма встречается в древних рукописях Центральной Азии. В ранних китайские переводах буддийских сутр Авалокитешвара имеет название Гуань-инь — "наблюдающий за звуками" или Гуань-ши-инь — "наблюдающий за звуками мира".

СИНТОИЗМ

Звук гонга призывает на верующих к молитве.

БИБИЛИЯ

В книге Бытие говорится, что мир был создан Словом Божьим.

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
[Иоанн 1:1]

Трубные крики Давида, пляшущего перед скинией.

И проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; /.../; во время протяжного трубного звука, [когда облако отойдет от горы,] могут они взойти на гору.
[Исх 19:12-13]

ИУДАИЗМ

Священник должен был носить золотые колокольчики по краю одежды,

дабы слышен был от него звук, когда он будет входить во святилище пред лице Господне и когда будет выходить, чтобы ему не умереть
[Исх 28:34-35].

С трубного звука (от которого он и получил название) начинался юбилейный год, возвещая рабам освобождение. Древнееврейский шофара звучал также при переходе евреев через пустыню, при приближении врагов, и при божественном откровении на горе Синай. Он однажды оповестит о воссоединении пропащих и согрешивших.

Буква, согласно позднеиудейской традиции, сакральна сама по себе и бессмертна (как звук по учению мимансы): можно сжечь свиток, но буквы неуничтожимы .

ХРИСТИАНСТВО

В изображениях Страшного суда ангелы, трубя в тромбоны, возвещают о конце света. В интерпретациях художников конца эпохи Возрождения показывается, как от звуков труб ангелов разверзаются могилы и оттуда восстают мертвецы. Михаил, Архангел Судного Дня, трубит в трубу, возвещающую о Страшном Суде.

Спаситель - это воплощенное Слово (Logos), Альфа и Омега.

Возглас "Аминь", "Amen" - (евр. — "правдиво","истинно"); играет в христианстве роль схожую с мантрой Ом - воплощение в звуке божественного духа, призываемого на помощь молящимся.

Чудо ксеноглоссии [Деяния 2:3-4]. Глоссолалия — "экстатическое бормотание, представляющее собой бессмысленный набор звуков", "лепечущие уста" [Исайя 28:11].

 

Источник

Понравился материал? Поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях: