Куско – древний символ великой Империи Инков

Куско - символ империи инковКуско (исп. Cuzco, кечуа Qusqu) – чудесный город на юго-западе Перу, бывший некогда сердцем, символом величия империи инков и ее правящего рода, «Римом» древней Америки. Точно неизвестно, что, собственно, значит слово «Куско». Гарсиласо де ла Вега, летописец инкской истории, утверждал, что переводится оно с языка индейцев кечуа как «пуп земли». Возможно, что так оно и было, когда Куско (хотя правильнее говорить «Коско») являлся столицей Империи Четырех Сторон Света – Тауантинсуйу, занимавшей площадь более двух миллионов квадратных километров с пятнадцатимиллионным населением, равной которой не было ни по размерам, ни по мощи.

В наше время этот древний город занимает значительно более скромное место в административной системе Перу, являясь всего лишь центром региона Куско и одноименной провинции. Проживает в нем, по данным 2002-го года, около трехсот двадцати тысяч человек (для сравнения: в столице Перу городе Лиме – около семи миллионов). Большая часть граждан придерживается официальной религии страны – римского католицизма. Основная часть населения говорит на трёх государственных языках – испанском, кечуа и аймара. Английскую речь можно услышать только в хороших ресторанах, отелях и магазинах.

Расположен Куско высоко в горах, в районе долины Урубамба в Андах, на высоте более трех с половиной тысяч метров над уровнем моря. Как выяснили ученые, уровень ультрафиолетового излучения в этом месте – самый высокий в мире. Не случайно поэтому Куско в своё время был центром культа Инти (Светила). Но среднегодовая температура здесь сравнительно невысока +11º C (максимальная температура +17ºC, минимальная +2ºC). И в Андах есть сезон дождей, который длится с ноября по март.

Тем не менее, Куско является началом всех туристических маршрутов в Перу. И это не случайно, ведь его богатейшая история представлена прекрасно сохранившимися памятниками архитектуры, руинами древнего инкского города.

Когда-то, примерно пять веков назад, здесь проживали правители Империи Инков, знать, жрецы и их слуги. Население Куско составляло около двухсот тысяч человек, живших примерно в двадцати тысячах домов. Очертания столицы напоминали инкам тело пумы, их священного животного. Отсюда пошли и названия разных частей города: Голова Пумы, Тело пумы, Хвост пумы.

О могуществе древней цивилизации свидетельствует заградительный щит города – крепость Саксауаман («гордый сокол»), которую перуанцы считали головой пумы, а трехуровневые зигзагообразные стены крепости – ее зубами. Эти массивные стены сложены без использования скрепляющего состава из плотно пригнанных громадных каменных блоков. Индейцы, не зная никаких транспортных средств, вручную доставили на вершину горы эти гигантские плиты весом более трехсот пятидесяти тонн, и возвели из них три вала, три гребня Головы Пумы, тянущихся параллельно друг другу на расстояние трехсот шестидесяти метров. Эти гребни сообщаются между собой посредством каменных лестниц и проходов, самый большой из которых достигает девяти метров высоты и пяти метров ширины. Около семидесяти тысяч рабочих были одновременно задействованы на этой стройке, что сравнимо, пожалуй, лишь со строительством египетских пирамид. Этот грандиозный архитектурный комплекс можно по праву считать восьмым чудом света. В Куско сохранилось также огромное количество достопримечательностей, связанных не только с инкской историей, но и с последующей испанской.

Существует легенда, что основал город первый Инка – Манко Капак. Впоследствии его значительно расширил Пачакути (Пачакутек), превративший Королевство Куско из города-государства в огромную империю. Однако археологические данные говорят о том, что до инков первое поселение здесь основали люди племени Вари. Первоначально это была убогая деревушка с хижинами из необожженного кирпича и населением чуть более двухсот человек. Инки, с присущей им основательностью, возвели грандиозные строительные сооружения, жилые дома, дворцы, площади и знаменитый Храм Солнца.

Испанские конкистадоры, вошедшие в город 15-го ноября 1533-го года, были просто поражены тем высоким уровнем цивилизации, который увидели в Куско. Предводитель конкистадоров, Франциско Писарро, основал Куско заново, придерживаясь официальной испанской традиции, в 1534-ом году. На протяжении какого-то времени испанцы пытались уничтожить следы "языческой" культуры, как это было с успехом проделано в Кортесом в Теночтитлане, но позже им пришлось оставить эту, оказавшуюся для них непосильной, задачу. Тогда они стали возводить свои здания прямо на прочнейших фундаментах инков, предварительно разрушив то, что было построено на них. Грандиозные, великолепно обработанные камни старых дворцов они использовали в цоколе и стенах новых зданий. Возможно, помимо практических соображений, в этом содержалась другая идея.

Превосходство новой культуры, культуры европейцев, утверждалось в том числе и через постройку из старых колоссальных глыб новых зданий, что очень символично, ведь в этом и заключалась идеология конкисты. Таким образом, Куско постепенно превратился в колониальный городок, построенный на останках древней цивилизации. Испанцы полностью сохранили всю квартальную структуру старого инкского города, возведя на месте инкских храмов свои католические церкви, а на месте дворцов – дома для завоевателей.

До прихода испанцев город состоял из двух частей – Верхнего Куско и Нижнего Куско, соединенных между собой улочками-лестницами, так как городской рельеф крайне неровен. Они были разделены стенами на четыре района по числу четырех сторон света. Из каждого района шла дорога в соответствующую часть империи. Правители каждой области империи строили себе дома в соответствующем районе Куско и часть года обязаны были жить в столице. Когда Инка умирал, его титул переходил к одному из сыновей, а собственность доставалась другим родственникам. Поэтому каждый носитель титула Инки должен был построить для себя новую великолепную резиденцию. Дворцы всех предшествовавших правителей превращались в своего рода памятные места. Андские индейцы до сих пор имеют обычай после свадьбы строить новый дом, оставляя старый пустовать.

В центре Куско находились дворцы Инков, окруженные их «айлью» – домами вассалов, принадлежащих к одному из дворцов. Город был устроен так, что все пути вели к главной площади, ныне именуемой Пласа-де-Армас («Оружейная»). До испанцев она называлась «Уакайпата» и «Кусипата» – «площадь Радости». Эта площадь была вымощена идеально ровными каменными плитами и окаймлена важнейшими административными зданиями и храмами. Посередине площади текла река Сафи, чьи набережные были вымощены камнем. На правом берегу располагалось «место воина», где совершались жертвоприношения, и находился священный камень Усну.

Площадь Пласа-де-Армас очень живописно лежит на дне своеобразной чашки, «стенки» которой – горы. Когда стоишь на площади, открывается восхитительная панорама: городские улочки, взбегающие вверх, а еще выше – Анды. Сколько же повидала на своём веку эта площадь! Здесь ежегодно проводились Инти Райми, обрядовые праздники, посвященные Солнцу. Здесь Франциско Писарро объявил о завоевании Куско. Здесь в 1572-м году казнили последнего Инку Тупака Амару I, а в 1781 – борца за национальное освобождение Тупака Амару II. Казнили на ней и испанцев: в 1538 – одного из трех главных героев конкисты, Диего де Альмагро, позже (в 1542-м) его сына, Диего Эль Мосо… Испанцы возвели вокруг площади каменные арки, украшающие ее и по сей день. Здесь всегда развеваются два флага: красно-белый флаг Перу и флаг цвета радуги, символизирующий империю Инков Тауантинсуйу.

Здесь же, на площади Пласа-де-Армас, раньше находилась национальная святыня инков – великолепный Храм Солнца – Кориканча, посвященный Солнцу – «отцу инков» и облицованный сверху донизу золотыми пластинами весом до 2-х кг. Внутри храма находился золотой алтарь с изображением огромного солнечного диска, с исходящими во все стороны золотыми лучами. В храме находились и мумии умерших правителей, сидевших вдоль стен храма на золотых тронах. Троны стояли на возвышении на ковре, сотканном из золота. Двор храма украшали сделанные в натуральную величину золотые фигуры детей, лам, деревьев, кукурузы. Недаром Кориканча в переводе обозначает «закрытое пространство, в котором хранится золото».

На основе Кориканчи испанцы возвели доминиканский монастырь и церковь Святого Доминика. Доминиканцы стали первым прибывшим в эти места монашеским католическим орденом. Уже в 1539-м году на развалинах Храма Солнца началось строительство грандиозной католической церкви и монастыря. Однако в 1650-м году произошло землетрясение, которое сильно повредило испанские постройки. Позже они были реставрированы. Но спустя три века, в 1950-м, случилось другое мощное землетрясение, которое обнажило гранитные стены Храма Солнца, ранее считавшиеся утерянными. Таким образом, сегодня туристы со всего мира имеют возможность видеть в самом центре города уникальные древние сооружения.

Существует легенда, что в Куско когда-то находился «золотой сад», где все, что его «населяло», росло и цвело, было сделано из чистого золота: деревья и кустарники, клочки перуанских полей, маис, стада лам с их детенышами, индейские пастухи, птицы, змеи, бабочки и жуки. Это было самое фантастическое произведение, когда-либо создававшееся человеческой культурой, и не столько из-за его неслыханной стоимости, сколько благодаря художественному мастерству его творцов…

На левом берегу реки Сафи находилась Кусипата, в переводе «место радости», где располагался городской рынок, и велась бурная торговля. Надо отметить, что Куско был «городом ста лиц» и производил впечатление места, где каждый день проходили фольклорные фестивали, чьи участники ходили в национальных костюмах представителей самых разных племен и этнических групп безграничного мира индейцев. Рядом с рынком находилось большое здание ячауаси. В этом учебном заведении получали образование отпрыски знатных родов, овладевая не только теоретическими знаниями, но и «государственным искусством».

Каменные сооружения в Куско можно назвать чудесами архитектуры. Огромные неохватные глыбы были подогнаны один к другому и отполированы искусными мастерами чуть ли не до блеска. К каждому дому была подведена вода. Остается загадкой, каким образом индейцы доставляли из долины эти многотонные глыбы и возводили из них здания. К сожалению, инки не владели письменностью (если не считать узелковое письмо кипу), и эти вопросы остаются для нас загадкой до сих пор.

На Пласа-де-Армас возвышаются два замечательных собора, в которых использованы инкские основания: кафедральный и церкви Компаниа-де-Хесус. В основании первого лежат камни храма Инки Виракочи. Его строительство началось в 1559-ом году и продолжалось добрую сотню лет. Фасад и внутреннее убранство собора выдержаны в стиле ренессанс и украшены статуями Мартина Торреса и Мельчора Уамана. Залы и ризницу украшают несколько сотен картин перуанских художников. Одну из стен собора украшает картина художника Маркоса Сапаты «Последний ужин», где Иисус изображен темнокожим, с лицом, имеющим характерные черты, присущие перуанским индейцам.

Иезуитская церковь Компаниа-де-Хесус (1668-й год) возведена на фундаменте дворца Инки Уайна Капака и является высочайшим достижением колониальной архитектуры всей Латинской Америки. Таковым ее делают поразительный алтарь и большое количество хорошей живописи. Начатая строительством в 1576-ом году, она по праву может считаться символом слияния инкской и испанской традиций, в ней неоднократно проходили венчания конкистадоров с индеанками. В храме воплотились черты и барокко, и маньеризма, и готики. Возвели его на совесть, он не пострадал от разрушительного землетрясения 1650-го года. Все в этом здании величественно и грандиозно. Украшает храм колокол Мария Ангола, весящий шесть тонн (он самый большой в Южной Америке). На стенах находятся великолепные картины Диего Киспе Тито, Басилио Пачеко, Маркоса Сапаты – самых лучших мастеров «кусканской школы живописи». Есть у этого собора еще одна очень привлекательная достопримечательность – высокий подиум, на котором расположены ступени, являющиеся любимым местом отдыха горожан и туристов. Здесь можно посидеть и погреться в лучах заходящего солнца, лениво рассматривая город и прохожих.

Сегодня к древним инкским постройкам – отношение трепетное, некоторые уличные камни нельзя даже трогать руками (например, знаменитый двенадцатиугольный камень в кладке стены Дворца Инки Рока на улице Атун Румийук). Эти камни – неиссякаемый источник дохода и пополнения не только городского, но и государственного бюджета. Почти двести тысяч туристов ежегодно посещают Куско, чтобы взглянуть на эти древние развалины.

Но привлекают туристов не только сооружения инков, а также и удивительные традиции этого небольшого уголка Земли, где за долгие пять веков испанского господства произошло взаимопроникновение двух культур и верований (по-научному синкретизм). Если жители столицы, города Лимы, почитают Христа-Чудотворца, то в Куско почитают Господа Землетрясений, Сеньора-де-лос-Темблорес. Праздничные «католические» процессии довольно часто появляются на улицах Куско. Они несут наряду с изваяниями христианских святых изображения инкских божеств Пачакамака (Великого Отца), Пачамамы (Великой Матери) и верховного бога-творца андских народов – Виракочу, а также фольклорные маски, вырезанные из засушенной тыквы. Разодеты шествующие в традиционные кечуанские красно-белые пончо и шляпы. Все это действо сопровождается пронзительным аккомпанементом окарин – традиционных кечуанских духовых инструментов. Собственно, именно благодаря такому глубокому взаимодействию культур и стало возможным сохранение многих духовных и материальных ценностей инков.

Вообще, надо отметить, что Куско – город очень живой, и даже несколько «театральный». По его улицам постоянно идут какие-то необычные шумные процессии. На рынке всегда кипит торговля. Самый ходовой товар там – альпака – нежная, тонкая и тёплая шерсть лам. Дети-кечуа целыми днями таскают ягнят лам в своих красно-белых рюкзачках, откуда торчат только аккуратные головки.

Ламы отличаются удивительной кротостью, совершенно неподвижны, будто куклы, не моргают и не шевелятся. Таскают их дети, конечно, не просто так. Одетые в немыслимые одеяния, выдаваемые за традиционные, они предлагают туристам их сфотографировать, и просят за это «пропину» в размере одного доллара. С той же целью по улицам ходят и старушки в национальных одеждах, ведя на веревочках взрослых альпака. Не теряя времени зря, старухи вычесывают их по десять раз на дню. Тут же на улицах Куско, на обочинах дорог, сидят другие женщины, и прядут нити из этой шерсти. А рядом из нее вяжут всевозможные вещи, такие как чоло - куртки с капюшоном, чулио – длинноухие островерхие шапочки, пончо, и так далее. Все эти изделия продаются тут же, на улицах, либо на местном рынке, и конкуренция среди торговцев огромная.

На рынке Куско можно увидеть все возможные традиционные одеяния, это своеобразный местный ВДНХ: чего тут только нет! Зато на рынке Куско нет прилавков, торговля идет прямо на полу. Очень сильны запахи приправ и солений. В мясном ряду связками продают морских свинок, которые являются основой чири учу, одного из самых лакомых блюд перуанской кухни. Их запекают в духовке целиком, вместе с бобами, сладким перцем, кусочками курицы, и многими другими ингредиентами, затем добавляют еще какие-то особенные водоросли и подают все это на кукурузной лепешке. Блюдо, в общем-то, праздничное, но, судя по всему, едят чири учу круглый год. Из свинок готовят и другой деликатес – куи, это тушеная или жареная морская свинка.

Другое излюбленное местное лакомство – лягушки, плавающие в расставленных повсюду тазах. Но есть и привычные нам сдобные булочки, испеченные в форме ангелов, храмов, тотемных масок, коней, лам-альпака, и даже конкистадоров! А до чего же эти бакалейные изделия вкусны!

Куско можно назвать и кукурузной «столицей». Кукурузу выращивают на высоте трех тысяч метров, ее здесь не менее двухсот видов: черная, красная, белая, синеватая, многоцветная. И с початками самых разных форм (например, в форме шара, тыквы), и самых разных размеров. Одним из вкуснейших блюд из кукурузы считается томаль – спрессованная и перемешанная с помидорами молотая кукуруза, завернутая в кукурузный лист. Кроме того, из кукурузы варят «чичу» – напиток, похожий на крепкое густое пиво. Без него не обходится ни одно застолье, и готовят его чуть ли не в каждом доме.

Другой культовый местный товар – это кока. Как сказал один из местных мудрецов, кока – это Перу, а Перу – это кока. Листья коки здесь не роскошь и не лакомство, а единственное спасение от горной болезни. Невозможно представить себе утро в Куско без зеленого чая из коки, а вот кофе здесь даже не пахнет.

В национальной кухне Куско сохраняются и испанские, и инкские традиции. Например, себиче – сырая рыба, замаринованная с луком и овощами. Очень вкусна папа-ала-уанкайна, приготовленная со специями и с сырным соусом. Еще в Перу любят овощи, запеченые с различными приправами в духовке, называемые сальтадо. Популярно и другое блюдо – ломо мальтадо, это говядина со специями. В местной кухне есть свинина под арахисовым соусом, а также пачаманку – когда несколько видов мяса зажаривают вместе в посуде, обложенной раскаленными камнями. В ресторанах подают коста-брава – суп из морепродуктов с луком и горохом, и карапучу –картофельный суп (очень острый).

Местные мужчины потягивают через тонкие трубочки мате или йерба-мате – парагвайский чай из мяты. Наливают этот чай в сосуды, сделанные из высушенной тыквы (калибассе). Говорят, что благодаря этому вкус чая становится особенно приятным. На десерт можно заказать фрукты, их у перуанцев огромнейшее разнообразие. Например, экзотические фрукты чиримоя, лукума или туна. А ещё перуанцы любят фруктовый пудинг масаморра морада, которым завершают трапезу.

В заключение надо сказать, что Куско – это необычайно живое и колоритное современное место. Оно притягивает к себе не только своей древней архитектурой, «миром камней и теней», но и своей мощнейшей энергетикой как таковой.

В том-то и чудо, что все это величайшее достояние сохранилось до наших дней.

 

{odnaknopka}

 

Источник

Понравился материал? Поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях: