Маат и актуальность Древнего Египта

 

ПирамидаПирамида — модель гармоничного мира

Пробуждение демиурга вызывает взаимодействие ряда идей и субстанций, форм и жизней, которые объединяются в пространстве-времени. Под этим понимается первое умопостигаемое, разумное проявление универсального порядка, что в Египте изображалось в образе холма или острова пламени — пирамиды. Для египтян на протяжении многих тысячелетий пирамидальная форма была символом проявленного мира, а значит, и анти-Нуна, и, следовательно, олицетворяла разумный порядок мира.

Холм в виде пирамиды является не самой Вселенной, а архетипом, моделью, матрицей, идеальной формой, которая указывает на гармоничные взаимоотношения, существующие между космическими принципами, учрежденными Маат. Взаимозависимость этих принципов и созидательные связи между ними дают возможность существования обитаемого мира. Маат организует, соединяет и направляет эти принципы, и они символически принимают форму пирамиды.

Речь идет, прежде всего, о ментальной реальности, о матрице всех форм, которые должны возникнуть, и первой из них будет Солнце, из которого потом появляется свет. Именно поэтому египтяне организовали свое общество согласно пирамидальной модели и их гробницы также являются пирамидами. Для египтян пирамида была идеальным прообразом мира.

Пирамида — первая форма, поднимающаяся из изначальных вод хаоса,— на магическом уровне свидетельствовала о возможности преодоления смерти. Действительно, речь идет об изначальной форме, которая смогла преодолеть разрушительную силу Нуна. Войти в сердце пирамиды — значит проникнуть в сердце процесса сотворения мира и тем самым обрести возможность нового рождения. Поэтому было необходимо, чтобы правитель, который покоился в своей гробнице — в сердце пирамиды и на ее оси,— в течение своей жизни действовал справедливо, другими словами, чтобы в его сердце обитала Маат. Тогда душа правителя после суда над его земными действиями, оправданная, получала право присоединиться к изначальным созидательным силам, которые олицетворяло Солнце.

Пирамиду называли светящейся, лестницей света, соединяющей Небо и Землю. Иероглиф пирамиды МR представляет собой равнобедренный треугольник черного цвета, поднимающийся над двумя холмами подобно Солнцу.

Для греков египетская пирамида была воплощением изначального огня. Само название этой фигуры произошло от греческого слова “пир”, что значит “огонь”. Огню свойственно устремляться вверх независимо от того, какое положение в пространстве занимает его опора; таким образом, пирамида связана с идеей максимального напряжения и устремленности вверх.

Ее архитектура идеальным образом раскрывает природу порядка Вселенной. Пирамида, представляющая собой мировую гору, является гарантом коммуникации между Небом и Землей, которая осуществляется посредством вершины — пирамидиона; коммуникация между видимым и невидимым происходит в ее внутренних помещениях. К тому же, пирамида является местом трансмутации души того, кто, преодолев все свои страхи, смог победить смерть. Следовательно, пирамида — это инициатическое сооружение, символ иерархии, символ преображенного сознания, способного соединить все уровни существования.

Пирамида — это также образ культуры, способной породить цивилизацию. Ее основание представляет собой традицию, а четыре грани — науку, религию, искусство и политику. Каждая из этих граней соответствует одному из планов проявления человека (познание, чувства, принцип трансмутации энергии и организация) и управляет им, индивидуально и коллективно. Пирамида фокусирует и направляет различные силы существования так, чтобы они организовались в порядок, в котором может существовать жизнь.

Маат — это образ-символ, который сообщает пирамидальной системе органичность. Без Маат она оставалась бы безжизненной статичной структурой.

Пирамида, или анти-хаос

Каким бы парадоксальным это ни казалось, но, согласно теории анти-хаоса — одного из последних и многообещающих достижений современной науки,— хаос порождает анти-хаос, то есть “структуры”, способные организовывать (такой способностью у египтян обладала пирамидальная матрица). С другой стороны, данная теория говорит о том, что все возвращается в хаос, что анти-хаос имеет границы и что между хаосом и анти-хаосом существуют колебания, которые никогда не прекращаются.

Следовательно, мы живем не в стабильной, медленно эволюционирующей системе, как обычно считается, а в системе, которая постоянно колеблется между порядком и беспорядком. Хаос сдерживает и ограничивает анти-хаос — стремление природы к порядку. Иначе говоря, то, что является для нас порядком (то есть все созданное, то, что воспринимается нами как наиболее стабильное из всего существующего), на самом деле находится в состоянии квазиравновесия.

В точке разрыва хаоса и анти-хаоса, где структура становится наиболее сложной, состояние равновесия является результатом максимального напряжения между хаосом и анти-хаосом (у египтян — Нуном и анти-Нуном). Парадоксально то, что, когда равновесие наименее стабильно, сложность, а значит, и богатство системы максимальны. Способность поддерживать такое напряжение между двумя противоположными и взаимодополняющими силами позволяет существовать целому.

Не в этом ли причина существования связи Маат с пирамидой, этой странной связи между Маат и пирамидальной системой — между тем, что на первый взгляд не имеет точек соприкосновения?

Если принять идею, что пирамидальная система — это анти-Нун, то Маат (символом которой являются космические весы, помещенные в самый центр процесса сотворения) будет тем, благодаря чему возникает равновесие между взаимодополняющими системами, хаосом и анти-хаосом, в состоянии их максимального напряжения. Это равновесие позволяет Маат создавать стабильные и доступные пониманию элементы, а также то, что необходимо для существования общества; идея хаоса при этом не отвергается. Благодаря Маат возникает согласие, в силу чего мир становится обитаемым. На самом деле хаос поддерживает возможность эволюции, без чего фиксированный порядок пирамиды, имеющей горизонтальную структуру, нарушается.

Маат — это пирамидион, точка соединения напряжений, встречи порядка и Нуна. Маат создает согласие и гармонию не только внутри пирамидальной структуры, но также между самой структурой и тем, что находится вне ее, то есть Нуном. Маат действует и на уровне жизни, и на уровне смерти.

Все это позволяет нам понять, как египтянин видел реальность: для него реальность была взаимодействием хаоса, анти-хаоса и третьего начала, посредством которого осуществляется переход от одного к другому и которое является при этом областью максимальной нестабильности. Место перехода символизирует демиург — тот, кто переходит с одного берега этой дуальной реальности на другой.

Несомненно, недостаточно достичь равновесия. Без Маат — старшей дочери демиурга, бога Ра, напряжение не может сохранять равновесие и Вселенная не может проявиться. Форма, которую принимает Вселенная,— пирамидальная система. Но эту систему надо поддерживать, потому что она нестабильна. Необходимо циклически возобновлять справедливость и истину, без которых существование Маат невозможно. Создания проявленного мира должны брать на себя ответственность и стать гарантами того, что созидательный процесс в нестабильном окружении не остановится.

Это условие позволяет лучше понять связь бога Тота, учредителя культуры и цивилизации, с Ра и Маат. Учредив культуру и ритуалы, Тот в действительности устанавливает культурные институты, способные противостоять естественному ходу событий. Он создает письменность и тем самым преодолевает забвение; его “Книга мертвых” побеждает смерть, а календарь — изнашивание временем. Эти изобретения позволяют поддерживать подлинный, а не кажущийся порядок.

Сосуществование Нуна и анти-Нуна отражено и в архитектуре египетских храмов. Святилище всегда ограждалось кирпичной стеной в форме зигзага, изображающей воды Нуна. Во внутренней части святилища находится священное озеро квадратной или прямоугольной формы, которое использовалось для того, чтобы собирать в него воды Нуна, в которых жрецы на рассвете совершали обряд очищения. Таким образом, Нун присутствовал в анти-Нуне: Нун, укрощенный формой, приобретал положительные качества.

Маат и пирамидальная система

“Постарайтесь понять послание того, кто находится на пороге смерти. Пусть каждый человек возлюбит ближнего своего. Пусть справедливость соблюдается во всех спорах. Будущие поколения, я говорю вам от всего сердца и надеюсь, что вы меня услышите” (Предупреждение Ипусера, 2000 лет до н.э.).

О пирамидальной системе или об обществе, которое применяет ее для организации государства, сегодня, как правило, говорят в отрицательном аспекте. Люди воспринимают пирамидальную систему как нечто негибкое, фиксированное, авторитарное, разрушительное; она ассоциируется со столкновением, изоляцией, замкнутостью, бюрократией, отсутствием коммуникации и свободы. Если людей спрашивают о пирамидальной системе, они связывают с ней, как правило, существование репрессивных, антигуманных институтов: администрации, армии, церкви, предприятий и даже государственного терроризма, к которому прибегали диктатуры типа немецкого нацизма, итальянского фашизма, Советского Союза и стран Восточного блока. Если сегодня предложить пирамидальную систему как точку отсчета, как начальную точку для создания цивилизации, в которой люди жили бы в мире и согласии, то это может показаться неправильным и противоречащим недавним урокам истории.

Так происходит, если внутри пирамидальной структуры не присутствует Маат; тогда утрачивается органичность, солидарность и способность жить вместе. Без Маат она перестает быть подлинной и справедливой и превращается в структуру, состоящую из замкнутых уровней, расположенных один над другим, и каждый уровень давит на те, которые находятся под ним. В этом случае обществом правят не рассудительность, разум и справедливость, а сила и мощь, у которых нет никакой другой цели, кроме служения самим себе.

Пирамидальная форма, состоящая из горизонтальных уровней, не является системой в подлинном смысле этого слова, потому что в ней не существует взаимосвязи целого и частей, его составляющих. Это статичная структура, способная объединять лишь посредством силы. Пирамида утрачивает свое основное качество — возможность восхождения. Египтяне не строили подобным образом ни свои каменные пирамиды, ни пирамиду общественную. И в том, и в другом случае они создавали органичные системы, структуры, в которых умело распределялось напряжение, и взаимоотношения между частями пирамиды при этом были органичными.

Таким образом, мы должны различать то, что называется статичной пирамидальной структурой, и, с другой стороны, взаимодействующую пирамидальную систему.

Как египтяне строили пирамиду

Первый этап заключался в том, что находили холм, скалистая основа которого была отправной точкой строительства. Это место являлось ядром, центром, над которым должна была возвыситься ось пирамиды; оно окружалось стеной, ориентированной по сторонам света. На стены накладывались каменные плиты, которые сходились в вершине пирамиды. И уже от этого скалистого холма будущее здание росло вверх и в четырех горизонтальных направлениях пространства.
На самом деле пирамида не состоит из лежащих друг на друге горизонтальных уровней, как это обычно считается. В 1952 году один швейцарский ученый рассчитал напряжение, возникающее внутри пирамиды. Он заметил, что пирамиды существуют столь долго (даже по прошествии пяти тысяч лет пирамиды в Гизе стоят на своих местах) прежде всего благодаря системе разгрузки напряжения. В действительности 75% возникающего внутри пирамиды вертикального давления благодаря наклону ее стен направлено на внутреннее ядро, и только 25% веса приходится на искусственно сооруженную часть основания. Эта конструкция, состоящая из вертикальных плит, создает меньшее давление на блоки, делая их более “легкими”.

Как ни парадоксально, но устойчивость и стабильность пирамиды возрастают с ее высотой: чем выше пирамида, тем она легче; чем она больше, тем выше ее прочность и устойчивость. Именно поэтому Большая пирамида более устойчива, нежели пирамиды, ее окружающие. Пирамидальная структура — это пример системы, способной гармонизировать противоположные силы благодаря интеграции существующих внутри нее противоположных напряжений, сообщающих ей прочность.

Вертикальные, горизонтальные и поперечные давления вместо того, чтобы разрушить пирамиду, укрепляют ее, что осуществляется благодаря тем архитектурным принципам, по которым она построена. Структура пирамиды порождает систему, в которой существует полная взаимозависимость между целым и его частями. Речь идет не об инертной пирамидальной форме, состоящей из горизонтальных уровней, а о подлинной, органичной, взаимодействующей системе.

Если сравнить пирамиды, имеющие одинаковое основание, то можно заметить, что египетские пирамиды выше, чем пирамиды других цивилизаций. Так, пирамида Солнца в Теотиуакане в два раза ниже Большой пирамиды при равной площади их оснований. Египтяне выбрали не самое легкое решение, но самое эффективное. Угол наклона граней пирамиды связан с золотой пропорцией, которая является причиной существования динамической гармонии. Именно поэтому египетские пирамиды вызывают удивление и восхищение в большей мере, чем другие.

По завершении строительства на верхнее квадратное основание устанавливали пирамидион — корону пирамиды. Это единственный треугольный камень во всем сооружении. Его высота приблизительно соответствует одной десятой части высоты всей пирамиды. Пирамидион — это отправная точка к небу, дополняющая и гармонизирующая каменное основание пирамиды — отправную точку к земле и теллурическим силам. Благодаря ему сооружение задействовано на символическом и магическом планах; пирамидальный камень является камнем-семенем, краеугольным камнем, образом пирамиды в целом — тем, что придает ей смысл и значение. Благодаря пирамидиону душа фараона может покинуть землю и вернуться на небо. Пирамидион символизирует изначальный холм, откуда произошло рождение света. Он — место встречи неба и земли. Он — центр-вершина, в которой встречаются ось и четыре грани пирамиды, символизирующие четыре кардинальные точки направления пространства; следовательно, пирамидион — существенно важный элемент. Центр-вершина соединяет противоположности: горизонтальный крест четырех сторон пирамиды, верх и низ вертикальной оси. Пирамидион является точкой схождения, которая придает целому органичность во времени и пространстве: пирамиды были ориентированы относительно Солнца и звезд, дня и ночи, дневного и ночного неба.

Пирамида общества

Пирамидион играет ту же роль по отношению к пирамиде, что и Маат по отношению к миру и обществу. Он — единственный камень, вес которого равномерно распределен на всю пирамиду. Таким же образом каждый член общества осуществляет связь с Маат и поддерживает ее. Из принципа построения пирамиды можно извлечь некоторые уроки относительно организации общества.

В обществе, построенном по такому принципу, самый маленький из людей, его составляющих, находится не под тяжестью самого большого (в этом случае он был бы его рабом), а рядом с ним. Каждый занимает то место, которое соответствует его величине, что определяется, согласно древнеегипетским представлениям, способностью человека брать на себя ответственность и его волей нести ее. Индивиды поддерживают друг друга, подобно плитам вертикальных стен пирамиды, протягивают друг другу руку помощи и при этом не давят друг на друга. Ничто не разделяет небо и головы отдельных людей, и ничто не отделяет их ноги от земли. Каждый имеет свою судьбу и пространство, внутри которого может ее осуществить. Это позволяет существовать автономии внутри солидарности. И таким образом становится возможным восхождение, как индивидуальное, так и коллективное, по мере индивидуализации каждого в трансперсональном государстве, где все являются служителями Маат.

Распределение должностей и их значимость соответствуют силе человека и его способности осуществлять на практике то, что эта должность предполагает. Меньшие несут на себе меньшую нагрузку, в отличие от горизонтальной пирамиды, где самый слабый несет наибольший вес, где между уровнями нет солидарности, где те, кто находятся снизу, придавлены весом тех, кто сверху. Горизонтальная, искаженная пирамида, где коммуникация существует только между теми, кто находится на одном уровне, а между разными уровнями ее нет, является основой всех систем, в которых (и это логично) развиваются и доминируют интересы тех или иных отдельных групп, классов и борьба между ними.

Архитектура пирамиды, примененная в организации общества, сообщает ему три характеристики Маат — основательницы египетского порядка: солидарность, справедливость (каждый находится на своем месте) и истинность (подлинность). Недостаток любого из этих качеств как на материальном, так и на общественном уровне не позволяет построить пирамиду, поскольку они неразделимы.

В природе существует множество примеров пирамидальной структуры — например, экосистема экваториальных лесов или наше тело. Все пирамидальные системы, которые можно встретить в природе, существуют благодаря взаимодействию механических сил. И если один из уровней экосистемы нарушен, то разрушается и система в целом. Это видно из ситуации, сложившейся в бассейне Амазонки: несмотря на то, что исчезли только некоторые виды, леса обречены на гибель полностью.

В противоположность этому, пирамидальная система, предложенная египтянами, возникает не сама по себе, а является продуктом — тем, что создано. Основываясь на принципе Маат, египетское общество воспринимало пирамидальную систему как то, что противостоит естественному состоянию общества. Так, в египетском государстве существовала обязанность защищать слабых и служить справедливости. Поэтому египетский народ, который включал в себя различные этносы, был первым народом, создавшим многорасовое общество, достаточно толерантное в этнических и религиозных вопросах. Согласно египтянам, все существующее в природе чему-то служит, изнашивается и портится, поэтому порядок, основанный на Маат, возобновлялся с помощью политики и ритуала. Потому что такой порядок есть определенное состояние сознания и бдительность, которые передаются посредством воспитания.

Хотя за поддержание и передачу этого разумного порядка в обществе отвечает каждый, его высшим гарантом является фараон, обязанный быть наследником богов, оставивших египтянам их институты. О фараоне судили не по его образу жизни, которым народ мало интересовался, а по его делам, и в первую очередь, по способности обеспечить богатство, процветание и справедливость в государстве. Если наступал голод, если не разрешались напряжения и конфликты в обществе, если не поддерживалась справедливость, то народ считал себя вправе бунтовать. Еще со времен первых династий в этой, казалось бы, тоталитарной системе существовали забастовки.

{odnaknopka}

Понравился материал? Поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях: