В погоне за белым китом: 15 знаменитых цитат из романа Германа Мелвилла "Моби Дик"

Моби Дик14 ноября 1851 в США впервые был опубликован роман "Моби Дик, или Белый кит" - основная работа Германа Мелвилла, итоговое произведение литературы американского романтизма. Фабула романа во многом была основана на реальном случае с американским китобойным судном "Эссекс". В течение почти полутора лет экипаж бил китов в южной части Тихого океана, пока один кашалот не положил этому конец - 20 ноября 1820 года он несколько раз протаранил судно. Мелвилл посвятил свой роман американскому писателю-романтику Натаниэлю Готорну, "в знак преклонения перед его гением".

 

Повествование в книге ведётся от имени американского моряка Измаила, ушедшего в рейс на китобойном судне "Пекод". Капитан корабля Ахав одержим идеей мести убийце китобоев - гигантскому белому киту, известному как Моби Дик. Постепенно на корабле начинают происходить зловещие события - экипаж во главе с капитаном медленно лишается рассудка, однако несмотря ни на что смертельная гонка продолжается... Проникнутый библейской образностью и многослойным символизмом, "Моби Дик" не был понят и принят современниками - заново роман был открыт лишь в 1920-е годы.

В своём романе Мелвилл привёл множество сведений, так или иначе связанных с китами и китобойным промыслом, что сделало его своего рода "китовой энциклопедией". Нередко писатель подшучивает над читателем, под видом поучительных историй рассказывая полуфантастические. Начиная с 1926 года "Моби Дик" неоднократно экранизировался в разных странах. Наиболее известной постановкой является фильм Джона Хьюстона с Грегори Пеком в роли капитана Ахава (1956). В создании сценария этого фильма принимал участие Рэй Брэдбери, написавший впоследствии роман "Зелёные тени, белый кит".

 

Предлагаем вашему вниманию подборку известных цитат из культового романа:

"Как бы неразумно ни вели себя животные, человек всех неизмеримо превосходит своим безумием".

"Каждый рождён с веревкой на шее; но только попадая в неожиданную, молниеносно затягивающуюся петлю смерти, понимают люди безмолвную, утонченную, непреходящую опасность жизни".

"Пощёчина в тысячу раз оскорбительнее, чем удар палкой. Живое прикосновение жжёт, малыш".

"Только мелкие сооружения доводит до конца начавший строительство архитектор, истинно же великие постройки всегда оставляют ключевой камень потомству!"

"Для того, чтобы создать большую книгу, надо выбрать большую тему".

"За одно мгновение великие сердца подчас переживают в острой муке всю ту сумму мелких страданий, какие у слабого человека бывают милосердно растянуты на целую жизнь".

"Как гибки становятся наши твердейшие предубеждения, когда их сгибает родившаяся между людьми любовь".

"Взять вот, к примеру, пиратов, так разве у них такая уж славная профессия? Она иной раз и приводит, конечно, к возвышению, но только на виселице. А если человек возвысился этим своеобразным способом, он лишается фундамента, необходимого для подобной высоты. Так что, на мой взгляд, чтобы хвастаться перед китобойцем своим высоким положением, у пирата нет надёжного основания".

"Тщетны попытки сделать глубины доступными всякому; а истина всегда скрыта в глубине".

"В этом мире Грех, который может заплатить за проезд, свободно путешествует и не нуждается в паспорте, тогда как Добродетель, если она нища, будет задержана у первой же заставы".

"Смех - самый разумный и самый лёгкий ответ на всё, что непонятно на этом свете".

"Мне думается, что, рассматривая явления духовные, мы уподобляемся устрицам, наблюдающим солнце сквозь толщу воды и полагающим, будто эта мутная вода есть наипрозрачнейший воздух. Мне думается, что тело моё – лишь некий осадок моего лучшего бытия. Да право же, пусть кто хочет забирает моё тело, пусть забирает, говорю, оно – не я. И потому: трижды "ура" Нантакету, а также проломленному днищу вельбота и проломленному черепу, ибо душу мою даже самому Юпитеру не сломить".

"В жизнеописаниях фанатиков поражает не столько их неизмеримый самообман, сколько их неизмеримое умение обманывать и дурачить других".

"Когда мы гоняемся за туманными тайнами своих грёз или бросаемся в мучительную погоню за демоническими видениями, какие рано или поздно обязательно начинают манить душу всякого смертного, когда мы преследуем их по всему этому круглому шару, они либо увлекают нас с собой в бесплодные лабиринты, либо награждают пробоиной и бросают на полдороге".

"У всех у нас, в общем-то, мозги сильно не в порядке и нуждаются в капитальном ремонте".

Потомок писателя, известный музыкант Ричард Мелвилл Холл, взял себе псевдоним в честь белого кита - Моби. Крупнейшая в мире сеть кафе Starbucks также позаимствовала своё название и мотив логотипа из романа. При выборе имени для сети сначала рассматривалось имя "Пекод", но в итоге ему предпочли имя первого помощника Ахава Старбека.

 

 

Источник

Понравился материал? Поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях:

Дополнительная информация