Мецамор – столица Аратты

Мацемор - столица АраттыАратта – древнейшее город-государство (или страна), существовавшее в начале II тысячелетия до нашей эры, местоположение которого до сих пор не установлено. Среди множества гипотез есть одна, армянская, согласно которой столицей Аратты был город Мецамор. Прямых артефактов, доказывающих это предположение, нет. Но упоминания о самом поселении в армянской историографии есть у Агатангехоса, Мовсеса Хоренаци и Гевонда Алишана.

Крепость-городище Мецамор находится в центре Араратской равнины, в 35 километрах юго-западнее Еревана. Честь открытия древнего поселения принадлежит ученому-геологу Корюну Мкртчяну, который во время геологических изысканий обнаружил неподалеку от холма куски металлургического шлака. Предположение о том, что в древности здесь выплавляли металл, было чрезвычайно смелым, но анализ находок подтвердил гипотезу ученого. С этого момента он начал вести самостоятельные раскопки, и через несколько лет перед ученым открылись развалины города-крепости. Последовавшие затем уже официальные археологические исследования привели к множеству поразительных открытий, а число найденных экспонатов превысило 22 тысячи.

История Мецамора, древнейшего поселения на Араратской равнине, уходит в античные времена и охватывает эпоху ранней, средней и поздней бронзы. Более трех тысячелетий назад жители этого города-крепости не только уже умели плавить металл, но и обладали значительными для того времени астрономическими познаниями. А все началось в 1963 году со случайной находки армянских геологов у холма Мецамор, где дальнейшие исследования привели к открытию огромного металлургического комплекса III–I тысячелетий до нашей эры. Спустя несколько лет, благодаря продолжившимся раскопкам, были найдены следы древнейшей астрономической обсерватории, существовавшей в XIX веке до нашей эры.

Астрономические наблюдения не являются случайным феноменом в истории мецаморской культуры. В горах Армянского нагорья обнаружено большое число наскальных изображений звездного неба, что свидетельствует о распространенности соответствующих знаний в данном ареале. Лунный календарь – это еще не самое удивительное в «научной» копилке древних, как, например, петроглиф с фигурами людей вокруг разделенного на четыре части круга. Смысл этой пиктограммы все еще не расшифрован, но вполне вероятно, что здесь дано схематическое изображение земного шара. В этом случае следует полагать, что уже четыре тысячи лет назад, а именно таков возраст этой пиктограммы, люди имели представление об округлой форме Земли! А чего стоят найденные в Мецаморе наскальные изображения, символизирующие небесные светила.

Как считают исследователи истории Всемирной астрономии, деление звездного неба на созвездия призошло именно в III тысячелетии до нашей эры, а согласно научной гипотезе английского астронома Олькотта, сделал это «народ, живший между горой Арарат и рекой Евфрат». Мецамор географически непосредственно примыкает к указанной области, не говоря уже о том, что на территории только нынешней Армении сохранились десятки центров с древнейшими астрономическими свидетельствами.

Древний Мецамор занимал территорию площадью чуть более десяти гектаров, однако в период раннего железа его развитие как крупного металлургического центра привело к естественному расширению города, и в XI—IX веках до нашей эры вместе с жилыми кварталами он уже раскинулся на 100 гектарах. В крепости, защищенной мощной циклопической стеной, находились дворцовые сооружения и храмовый комплекс. По экспонатам музея в Мецаморе, открытого в 1968 году, можно проследить в хронологическом порядке всю историю развития города от периода ранней бронзы и до средневековья, вплоть до XVII века. И хотя в последние столетия своего существования Мецамор уже не являлся крупным региональным центром металлургии, он все равно сохранил за собой статус одного из центров на перекрестке торговых путей. Об этом свидетельствуют монеты, обнаруженные в средневековых археологических пластах городища. В частности, при раскопках были найдены киликийские монеты Левона II (1270–1289 гг.), средневековые монеты, отчеканенные в Тавризе (XVI в.), западноевропейские монеты XIII – XIV веков. Среди находок особое место занимают агатовая гирька в форме лягушки вавилонского царя Улам Вурариша, правившего в конце XVI века до нашей эры, и сердоликовая печать XV века до нашей эры с египетскими иероглифами, принадлежавшая другому вавилонскому царю — Куригалзу.

Карта звездного неба, высеченная на скале, неподалеку от древней крепости Мецамор. Научные исследования Мецаморского холма связаны с именем доктора физико-математики, членкора Академии наук Армении и главного научного сотрудника Бюраканской обсерватории Эльмы Парсамян. В 1966 году в своих исследованиях она сделала заключение, что обнаруженные на одной из скал в 200 метрах от основного Мецаморского холма знаки имеют астрономическое значение. «Наиболее вероятной звездой, которую наблюдали, поклонялись и о которой оставили информацию древние обитатели Мецамора, она считает Сириус. Согласно расчетам, примерно в 2800 – 2600 годах до нашей эры Сириус можно было наблюдать в лучах восходящего Солнца – так называемый гелиактический восход Сириуса. Его первое появление обитатели Мецамора, как и древние египтяне, могли связывать с началом года».

Среди других экспонатов музея представлены каменные орудия труда, предметы, связанные с ювелирным, гончарным, текстильным и кожевенным производством, предметы культа, обнаруженные в храмовом комплексе. В подвальном этаже музея находятся экспозиция погребения периода Ванского царства, а также золотой фонд, размещенный в двух маленьких залах, где экспонируются ожерелья из золота, серебра, полудрагоценных камней и янтаря.

В прошлом году в археологическом музее-заповеднике «Мецамор» побывали специалисты из США. С ними была достигнута предварительная договоренность о том, что в конце 2013 или начале 2014 года часть экспонатов будет представлена в университете Нью-Йорка. А тем временем раскопки на территории заповедника продолжаются и экспозиция музея продолжает регулярно пополняться новыми находками, число которых теперь достигло 26 тысяч.

Источник