Древнейшие города мира

ДамаскУдивительно, но самым главным заблуждением современности можно считать уверенность наших современников в том, что Рим ‒ единственный древний город на Земле. На самом деле, хотя их сохранилось не так уж много, при внимательном изучении истории, поселений, чей возраст перевалил далеко за 1000 лет, можно насчитать порядка двух десятков. Многие из них до сих пор населены.

Более того, эти города известны и зачастую являются туристическими центрами ‒ в них есть что-то пленительное и таинственное, привлекающее современных людей. Многие из нас с огромным удовольствием ездят по миру, открывая для себя древние цивилизации, или то, что от них осталось. Наш современник жаждет увидеть, как жили люди миллионы лет назад.

Наиболее подходящее для этого место ‒ город Дамаск. Он по праву считается самым старым городом мира, при этом до сих пор является столицей Сирии. Как город он существует более 4500 лет, однако возраст древних поселений, найденных на территории современного мегаполиса, оценивается в 11000 лет. Данных о дате основания города нет, но существует красивая легенда, что ими были Адам и Ева, поселившиеся здесь после изгнания из Эдема (считается, что райский сад располагался где-то рядом, в Мессопотамии). Эту версию "подтверждают" достопримечательности города: на склоне горе Касьюн есть пещера Магарат ад-Дамм ("пещера первой крови"), где по преданию Каин убил Авеля; неподалеку находится могила царя Нимрода, который подарил Аврааму рада Демашка, ставшего основателем города.

Как бы то ни было, Дамаск стал важным населенным пунктом после того, как сюда пришли арамеи, построившие в городе сеть каналов, до сих пор составляющую основу современной водопроводной системы. После завоевания Александра Великого город находился под властью римлян, арабов и осман. Сегодня, благодаря своему богатому историческому прошлому, этот город стал популярным туристическим центром, в котором можно ощутить веяние новых высоких технологий и почувствовать значимость древнейших открытий, так как на Востоке ничто не забывается и ничто не отвергается.

Но древнейшие города интересны  туристам не только красивой архитектурой и взаимодействием прошлого и настоящего, но и "шрамами", которые оставила в них человеческая цивилизация.

К примеру, город Иерихон, расположенный в Палестине  на территории Западного берега реки Иордан, уже более 8 тыс. лет является объектом нападок со стороны израильтян, римлян и арабов. Через него во все времена шли войска.

Впервые Иерихон упоминается  в Библии, где он также называется "город пальм". Он действительно резко контрастирует с выженной пустыней, раскинувшейся вокруг города. Яркая зелень растет здесь благодаря обилию источников и зимних потоков вод, несущихся с близлежащих гор.

Иерихон ‒ второй претендент на звание самого древнего в мире города, на его территории были обнаружены остатки 20 поселений, самое древнее из которых относится к 8 тыс. до н.э. Однако это не единственное достоинство города: к примеру, он является самым низко расположенным городом (250–260 м ниже уровня моря), к тому же он представляет собой как бы три города: Древний Иерихон, Новозаветный (расположенный на расстоянии 2 км от Древнего), и, наконец, деревня Иерихон на юго-востоке от старого города. Это и есть те самые "шрамы" истории.

Согласно тексту Библии, захватив город, евреи уничтожили не только всех его жителей, но даже скот. В живых осталась лишь блудница Раав, которая пустила переночевать еврейских разведчиков. Иерихон был выжжен дотла, однако не был разграблен, так как все в нем было предано заклятию. С этого времени о нем долго ничего не слышно. К слову сказать, эта легенда нашла свое подтверждение при раскопках археолога Джона Гарстанга.

Восстанавливать город начал некий Ахиил во время царствования Ахава (873 ‒ 852 гг. до н.э.). Существует несколько легенд об этом периоде истории города, одна из которых гласит, что Ахиил положил в основание города своего сына Авирама, а на младшем ‒ Сегубе ‒ построил ворота из-за влияния на жизнь израильтян языческих обрядов. Согласно второй легенде Иисус Навин проклял город: " Проклят перед Господом тот, кто восстановит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его, и на младенце своем поставит врата его". Однако никаких данных, подтверждающих правдивость древних притч, нет.

В середине VII века до н.э. город вновь начинает занимать видное положение. В римский период Антоний подарил Иерихон Клеопатре, однако Август вернул его Ироду, который построил здесь свой зимний дворец. И скончался в этом городе в IV веке до н.э. В 66‒73 гг. город вновь был разрушен, на этот раз римлянами. Спустя почти век город восстановил римский император Адриан. При Константине Великом здесь была христианская церковь с епископом во главе. Однако с течением времени Иерихон стал приходить в упадок. Последний раз город разрушили во времена крестовых походов, а восстанавливать начали лишь в XIX веке.  В 1948 г. в ходе Арабо-израильской войны 1947—1949 годов Иерихон был занят Трансиорданией, а в 1967 г. после Шестидневной войны, был занят израильскими войсками. В 1993 г. в результате Соглашений в Осло была создана Палестинская национальная администрация, и Иерихон вошёл в ее состав. На сегодняшний день в городе проживает чуть больше 20 тысяч человек.

Истории развития древних городов похожи: все они протяжении тысяч лет переживали спады и подъемы, периоды полного разграбления и несметного богатства. Однако каждый из них индивидуален и ни на кого не похож.

Так крупнейший сирийский город Халеб (Алеппо), свидетельства первых заселений которого относятся к VIII тысячелетию до н.э., совсем не похож на Дамаск. Первое упоминание о Халебе восходит к III тысячелетию до н.э., когда Алеппо был столицей независимого царства Эбла. Нарам-Син, царь Аккада уничтожил Эблу и его столицу в XXIII веке до н.э. В поздне-вавилонский период Алеппо стал столицей самого сильного и могущественного на Ближнем Востоке аморейского царства Йамхад, которое было разрушено хеттами в XVI веке до н.э. Впоследствии Алеппо оказался на линии фронта в борьбе между тремя государствами: Египтом, Митанни и Хеттским царством. В дальнейшем город не раз переходил от одного правителя к другому, но одно остается неизменным ‒ еврейская община. Впервые она возникла в Халебе в I веке до н.э. и существует до сих пор.

В IX веке н.э. здесь была построена большая синагога в форме римской базилики (на одной из ее стен сохранилась надпись, датированная 834 г.). Город процветал, в XII веке в нем уже проживало около 5 тыс. человек, нашествия монголов и переход города под контроль мамлюков не изменили положения ‒ еврейская община по-прежнему процветала. Первый удар по ней был нанесен в первой половине XIV века, когда правители (ими все еще оставались мамлюки) запретили евреям и христианам занимать официальные должности; в 1327 году главную синагогу города с согласия султана превратили в мечеть (остается такой до сих пор) – это не сломило общину. Их положение сильно изменилось в конце XIV века, когда султан обложил ее высокими налогами. На рубеже двух веков в Халеб пришел Тамерлан и уничтожил большую часть жителей города ‒ в первый и единственный раз за всю многовековую историю Халеба еврейская община перестала существовать.

Новые упоминания о еврейских купцах из Халеба появились лишь во второй половине XV века, а в начале XVI-го ‒ в городе было уже две общины. Сефарды, переселившиеся из Испании и Португалии, хотя и пользовались теми же синагогами, поначалу предпочитали жить отдельно. При этом довольно быстро арабоязычные евреи признали их своими духовными наставниками.

Положение евреев вновь улучшилось в 1516 году, когда Алеппо перешел к Османской империи. Выгодное географическое положение города, а он находится на Великом шелковом пути, открыло в местных жителях коммерческую жилку, благодаря которой халебские купцы установили контакты с единоверцами в других городах и странах. В конце 17 ‒ начале 18 века Халеб испытал нашествие еврейских негоциантов из Франции и Италии, однако нежелание соблюдать местные обычаи вскоре вынудило их покинуть город.

Снижение роли города на арене международной торговли после открытия Суэцкого канала привело и к новому упадку общины. Жители города начали покидать Алеппо, переселяясь в Дамаск, а позже в - прибрежные города Ливана или уезжая в Америку. Несмотря на это, к началу 1920-х гг. в Халебе проживало около шести тысяч евреев, а в 1947 г., по некоторым данным, — около десяти тысяч. Этот год стал переломным в истории Халеба.

Вскоре после принятия Организацией Объединенных Наций резолюции о разделе Палестины, в Халебе произошел крупный погром, который послужил толчком к массовой эмиграции народа, жившего здесь многие века. К 1968 г. халебская община насчитывала не более 1 тысячи человек. Продолжавшиеся до начала 90-х годов погромы и террор вынудили покинуть город последних еврейских жителей.

В 2012 г. во время Гражданской войны в Сирии город стал ареной ожесточённых боёв между повстанцами и боевиками с одной стороны и правительственными войсками — с другой. В XXI веке ‒ город начал возрождаться, а в 2006 г. Алеппо завоевал титул "Столица исламской культуры 2006".

К слову сказать, еще одной общей чертой древнейших городов является то, что все они становились ареной военных конфликтов. Не избежала этой участи и Феодосия, один из немногих городов на территории бывшего СССР, чья история исчисляется тысячелетиями.

"Вечным городом" в мире принято считать именно Рим, но на территории бывшего СССР это почетное звание носит город Феодосия. Он был основан  греческими колонистами из Милета в VI веке до н.э., и поначалу он был известен как Ардабда. После того, как город попал под влияние Золотой Орды и позднее был выкуплен генуэзскими купцами Феодосия стала называться Каффа или Кефе. В этот период город переживал свой расцвет, население города превышало 70 тысяч человек, в городе действовали филиал банка св. Георгия и театр, имелся даже свой монетный двор, где чеканились монеты. К середине XV века город превзошел по размерам Константинополь. Но в 1475 году Каффа была аннексирована османскими войсками и стала одним из главных турецких портов на Черном море, здесь находился крупнейший в Северном Причерноморье невольничий рынок. Однако при турецком владычестве значение города понемногу снижалось, хотя он оставался укрепленным пунктом, однако сильно обезлюдел.

На протяжении всей истории, город не раз попадал в кризисные ситуации; несколько раз его население сокращалось до нескольких сотен человек, но каждый раз город возрождался, быстро восстанавливал свою численность и при этом радикально менял хозяйственные специализации. И лишь одно предназначение города не менялось с древнейших времен и до наших дней ‒ международный порт. Феодосийская бухта отвечала и продолжает отвечать требованиям мореплавателей с самых давних времен до наших дней. В первую очередь это связано с географическим положением, Феодосийский рейд закрыт от жестоких северных и западных ветров.

На протяжении почти двух тысяч лет здесь проживало большое количество иностранцев с Востока и Запада. Католический архиепископ Иоанн Галлифонтен, неоднократно посещавший Каффу (Феодосию) в конце XIV — начале XV веков, писал, что “здесь говорят на всех восточных языках, и однажды я сумел насчитать целых 35”.

В 1771 году русские войска взяли Феодосию приступом, в этот период город находился в упадке. К 1784 году в городе оставалось только 119 обитаемых жилищ: он практически опустел. Только после 1798 года, когда Феодосия получила права “вольного города”, или “порто-франко”, она стала возвращать себе былое величие. К 1815 году население достигло 5 тысяч человек. Городу была выделена специальная правительственная ссуда на 25 лет. Начался строительный бум.

Несомненно, многочисленные перестроения не могли не сказаться на облике города. К примеру, в нем практически не осталось мусульманских памятников, несмотря на то, что долго время Феодосия входила в состав Османской империи.

Сейчас Феодосия ‒ один из крупнейших портовых и курортных городов Украины. В нем проживает свыше 70 тыс. человек.

 

{odnaknopka}

Источник

Понравился материал? Поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях:

Дополнительная информация