Вернут богов. На Сахалине восстановят синтоистские храмы

Синтоистский храмНа Сахалине задумались о восстановлении синтоистских храмов. Когда-то на территории южного Сахалина их были десятки, а сегодня не осталось ни одного. Историки и энтузиасты считают, что храм древней восточной религии очень украсил бы остров. Но при этом многие уверены: восстановить культовое сооружение мешает не только нехватка денег. Этого не очень хотят высшие силы.


Несколько известных сахалинских историков и краеведов вынашивают мечту восстановить на Сахалине хотя бы один синтоисткий храм. На Сахалине удалось сохранить некоторые объекты японской культуры и архитектуры, но храмов среди них нет. Ни одного культового сооружения не сохранилось.

Синтоизм — традиционная религия Японии. Она испытала сильное влияние буддизма, но при этом смогла сохранить самобытность. В основе синтоизма — обожествление природных сил и явлений и поклонение им. Поклоняются синтоисты также духам умерших. Высшая ценность в синтоизме — гармония между человеком и природой.

Когда-то на Сахалине и Курилах было почти две сотни синтоистских храмов. Первый появился еще в конце XVIII века. В одной только Тоехаре (современный Южно-Сахалинск) комплексов было несколько. Но после окончания Второй мировой войны и передачи Южного Сахалина СССР храмы едва ли ни в одно мгновение исчезли. В городке Томари и селе Взморье сохранились тории (в переводе это означает «птичий насест») – это что-то вроде ворот в синтоистских храмах, и это, пожалуй, все, что дошло до сегодняшних дней. Специалисты буквально по крупицам собирают и сохраняют то, что осталось.

«Дом бога», пусть и очень маленький, японцы пытались ставить даже на самых труднодоступных островах и скалах в море. Были среди сахалинских храмов изумительные по своей идее и воплощению – например, тории храма в местечке Тэи стояли прямо в воде, как и один из символов Японии – тории в Ицукусиме. Все эти святилища — и один из самых красивых храмов Карафуто — Анива дзиндзя, находившихся в современном Корсакове, и святилище, созданное китобоями, где тории возвели из ребер кита, — можно увидеть разве что на редких фотографиях. Почти ничего не осталось даже от величественного сооружения — главного храма юга Сахалина – Карафуто дзиндзя, находившегося в городе Тоехара (Южно-Сахалинск).

То, насколько красивым и внушительным был этот храм, даже сегодня можно представить. Сохранилась аллея, по которой в сопку, к храму, вела дорога. Одно из деревьев на ней посадил еще тогда наследник престола, а позднее император Японии Хирохито. Это место и сейчас не утратило своего духа, хотя в наши дни на месте Карафуто-дзиндзя находится мемориал воинской славы.

Рядом, в лесу, прячется чудом уцелевшая сокровищница, которая была при каждом храме, — хобуцугураден. Когда-то в ней хранились дары, привезенные Хирохито из Японии, – золотой меч, бронзовый колокол, лук и шелковое полотно. От даров не осталось и следа, да и сама сокровищница, даром что из бетона, в плачевном состоянии – ее постоянно изрисовывают и загаживают вандалы. Может, именно поэтому на Сахалине нет ни одного синтоистского храма.

На Сахалине нет синтоистов. В области зарегистрированы несколько десятков религиозных организаций, есть последователи множества культов и верований, но последователей синто нет. Вероятно, эту религию практически невозможно «импортировать» — слишком уж она настроена на менталитет японцев. Поэтому и некому на Сахалине заняться восстановлением храма, а кома-ину — собаки охранники синтоистских храмов — стоят возле краеведческого музея без дела.

Источник

Понравился материал? Поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях:

Дополнительная информация