Сухомлинский. Учитель из будущего

СухомлинскийСтремительно бежит жизнь. Меняются времена, люди, обычаи. У каждой эпохи свои приоритеты, свой идеал. Но несомненно одно: пока есть в этом мире Человек, до тех пор будет в нем развита потребность в том, кто поведет за собой, открывая новые горизонты, в том, кто поверит в тебя больше, чем ты сам в себя, в том, от кого зависит будущее Человечества завтра. Согласитесь, особая миссия возложена на Учителя! И это неправда, когда утверждают, что сегодня учительская профессия не востребована. Может быть, в эпоху перемен потребность в воспитателях, наставниках (а не модераторах и тьюторах) становится еще острее.


* * *

Если бы представилась возможность сесть в машину времени, вернуться в 60-е годы ХХ в. и выбрать школу для обучения, я, не задумываясь, выбрала бы Павлышскую школу, чтобы стать, хотя бы на немного, ученицей Сухомлинского. Почему? Потому что ребенку обязательно нужен мудрый взрослый, Учитель Света. «Тот, кто увидел небо, тот станет другим. Неизбежно» (братья Стругацкие).

* * *

В отечественной педагогической школе таким Учителем был и остаётся Василий Александрович Сухомлинский. Он родился 28 сентября 1918 года в селе Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии. С 1948 года до последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украинской ССР. Его заслуги были признаны и общественностью, и государством. Член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР (1957) и Академии педагогических наук СССР (1968), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968).

* * *

В чем состоит успех школы Сухомлинского? Во-первых, в неповторимости личности самого Василия Александровича. Во-вторых, в его искреннем и преданном служении детям; в потрясающей энергетике добра, любви и света душевного, которыми он щедро одаривал своих воспитанников. И, в-третьих, в Павлышской школе, где все было по-настоящему: и учеба, и труд в школьном саду, и помощь ветеранам, и даже сказки создавали настоящие. Можно, конечно, еще назвать и те разнообразные формы работы, которые внедрял в педагогический процесс Педагог: уроки на природе, Сад здоровья, Уголок детской мечты и фантазии, праздники – Первого урожая, Книги, Цветов, Птиц и др. Но эти инновации  были не данью моде методической. Все они были направлены на работу с душой ребенка, с моральным его усовершенствованием. «Все, что делается в школе, должно иметь глубокий моральный смысл», – отмечал В. Сухомлинский. А это – вечно и востребовано, особенно в эпоху ломки нравственных ценностей.

Наверное, именно этим можно объяснить особый интерес сегодня ученых всего мира к идеям В. Сухомлинского. Автор исследования «Воспитательная система Василия Сухомлинского» А. Коккерель (Австралия) пишет: «С точки зрения реалий западного образа жизни – внимание к интеллекту, экономический рационализм, стремление к прибыли – мы не воспитываем душу, сердце и вследствие этого имеем много разных проблем. Гуманитарные науки в кризисном положении, семьи распадаются; как правило, дедушки и бабушки живут отдельно от молодых семей, что негативно сказывается на воспитании детей; катастрофически снижается уровень массовой культуры; люди теряют веру друг в друга. В такой ситуации наследие Василия Сухомлинского приобретает огромное значение».

Много лет активно проявляют интерес к творчеству известного педагога на Востоке, а именно в Китае. В классе китайской школы обучается около 60 детей. Учитель всегда стоит на возвышении и не спускается к детям. Индивидуальные особенности школьников, как правило, не учитываются. Поэтому сегодня китайских учителей в педагогическом наследии В. Сухомлинского привлекает личностный подход в обучении. Им близки идеи уникальности, неповторимости окружающего мира, высказанные педагогом в сказках. «В такой жестко унифицированной стране, как Китай, очень важно не потерять личность. Для многомиллионного Китая Сухомлинский – это «свежий глоток воздуха» педагогики, ориентированной на ребенка», – отмечает А. Савченко, председатель Украинской ассоциации имени Василия Сухомлинского.

В 1979 году имя В. Сухомлинского было присвоено школе № 4 г. Берлина (Германия), в Китае также несколько школ носят имя великого педагога, в 1989 году была создана Международная ассоциация сторонников В. Сухомлинского (Марбург, Германия). Мир проявляет усиленный интерес к педагогическому наследию нашего Сухомлинского.

* * *

Что же именно сегодня актуально в опыте работы Павлышской школы времен Сухомлинского? Я бы отметила три направления: трудовое, семейное и патриотическое воспитание.

«Все блага и радости жизни созданы трудом и только трудом», – повторял В. Сухомлинский. Любовь к труду прививалась ученикам с самого юного возраста. Каждодневная уборка школьной территории (независимо от погоды и времени года), работа на приусадебном школьном участке, трудовые десанты на сельскую ферму – такой производственный труд был неотъемлемой частью обучения в школе. Учениками и педагогами был создан «Сад благодарности» в честь ветеранов труда. Такой культ людей труда, по Сухомлинскому, был обязательным элементом морально-нравственного воспитания молодого поколения.

Сегодня вместо предмета «Трудовое обучение» есть предмет «Технологии». В соответствии с требованиями нового Госстандарта базового и полного общего среднего образования в старших классах он будет оттеснен в вариативную часть рабочего учебного плана (1час). Педагоги сожалеют о том, что сократилось количество часов на изучение предмета и не пополняются материально-техническая и методическая базы. Понятно, что мы живем в другое время. Работа, в которую вовлечены дети, не должна быть трудом вчерашнего и даже сегодняшнего дня, по Л. Выготскому. Будущее поколение должно сразу участвовать в работе будущего. Навыки и технологии, стремительно устаревающие, не должны быть предметом трудового воспитания. В современных условиях это означает обучение труду как дизайну – целостному преобразованию социальной среды по законам добра, красоты и истины, а также участие старшеклассников в разработке и испытании новых наукоемких технологий.

Но сегодня никто не отменял необходимости в таких рабочих специальностях, как, например, токарь и слесарь. При таком подходе к трудовому обучению как будем решать вопрос о пополнении вакансий на рабочие специальности?

* * *

Родительская школа – обязательный элемент школьной системы Сухомлинского. Сотрудничество школы и семьи – залог успешного развития личности ребенка. Притом азбуку педагогической культуры учитель давал своим старшеклассникам, готовя таким образом к родительской миссии: «подготовить их хорошими отцами и матерями». Такой тренинг, говоря современным языком, для будущих родителей-воспитателей за школьной партой был главным в профориентационной работе школы Сухомлинского.

Семья, учил Василий Александрович, это «школа сердечности», «сказочная пена морская, из которой рождается красота». Воспитание такого трепетного отношения к семье педагог считал очень важным, потому что «миллионы семей – это миллионы тончайших корней, подпитывающие дерево, имя которому – Отчизна». Так семейный долг неразрывно был связан с долгом гражданским. Особая роль в этом отводилась отношению к Матери: «Любовь и преданность Матери – эта первая школа гражданственности». В тетрадь «Сказки и былины о Маме» школьники записывали свои самые задушевные сочинения. Таким образом их учили бережному отношению к самому близкому человеку: «Беречь маму – значит заботиться о чистоте источника, из которого ты пил с первого своего дыхания и будешь пить до последнего мгновения своей жизни».

В 80-е годы прошлого века идея В. Сухомлинского о семейном воспитании в школе удачно, на наш взгляд, трансформировалась в факультатив «Этика и психология семейных отношений», где на примере литературных произведений, биографий известных людей культуры и науки подростков учили чистоте и высоте семейных отношений. Это было хорошее продолжение «Родительской школы» Сухомлинского.

А как теперь у современных школьников воспитывать уважительное отношение к семье и родителям в контексте ювенальной юстиции? Как объяснять альтернативные – однополые – браки? Как говорить о духовных отношениях в семье, если в школе (за счет часов рабочего учебного плана) учат безопасным контактам с «партнерами»?

* * *

«Меня больше всего тревожит: сумеем ли мы, ваши отцы, передать вам все наши нравственные ценности, все наши богатства, которые так дорого достались нам? Поймете ли вы до конца, почувствуете ли всем сердцем, какие страшные трудности переживали мы в годы Великой Отечественной войны?» – так писал В. Сухомлинский, обращаясь к своему юному сыну. Именно из темы Великой Отечественной войны у Сухомлинского – человека, который на себе испытал тяготы военного лихолетья, рождается идея гражданского воспитания учащихся. Для педагога гражданственность – это прежде всего забота о будущем общества – о детях.

Гражданственность начинается с желания сделать окружающий мир, то место, где ты родился и живешь, краше; с формирования чувства хозяина и ответственности за все, что происходит вокруг. В книге «Рождение гражданина» педагог впервые акцентирует внимание на проблеме гражданско-патриотического воспитания: «Необходимо добиться того, чтобы воспитанника уже с детства волновало настоящее и будущее Отечества».

В современных разработках по «громадянській освіті» данное понятие рассматривается как «основний засіб просування і запровадження нових цінностей і розвиток компетенцій, які визначаються вимогами сучасного життя та розглядаються як такі, що сприяють розвитку і добробуту суспільства». В этом абстрактном и во многом «загадочном» определении явно чувствуется отход от идеи Сухомлинского. Для него Гражданин – это прежде всего патриот своей страны, продолжающий традиции своих героических предков и готовый защищать ценности своей страны (о «просуванні» каких «нових цінностей» идет речь в приведенной цитате?). Именно эта идея пронизывает «Гражданский кодекс випускника школы», где Учитель призывает юных граждан быть готовыми в «нужный момент подняться на вершину доблести – победить».

Самое действенное воспитание патриотизма, гражданственности основано на героических примерах. Так считал и В. Сухомлинский. Героика непременно должна присутствовать в жизни подростка. Г. Державин сказал об А. Суворове: «Вот урок, вот что есть человек», указав на дидактическую роль образов великих людей. Василий Александрович лично проводил беседы с детьми на тему патриотизма, основываясь на примерах из художественной литературы, рассказывая о подвигах своих соотечественников в годы Великой Отечественной войны. В «Письмах к сыну» В. Сухомлинский писал: «Помни, что у каждого народа есть своя святыня – герои, отдавшие жизнь на алтарь свободы и счастья человечества». Формируя гражданско-патриотические чувства у подрастающего поколения, чувство преклонения перед подвигом своих предков, педагог часто приглашал в школу ветеранов войны, создал вместе с детьми «Аллею поколений». Он был твердо убежден, что «вера в святыни, вера в идеалы – один из главных корней духовной стойкости, мужества, несгибаемости, полноты жизни, настоящего счастья».

Наверное, и этот завет великого педагога мы не услышали, утратив во многом наши ценности и веру в высокие идеалы, усомнившись в благородном подвиге героев Великой Отечественной.

* * *

Каждая историко-культурная эпоха порождает свои имена-символы, которые становятся неотъемлемой частью культуры каждого народа, каждой эпохи и человечества в целом. Сохранение тезауруса культуры, в том числе и имен-символов, обеспечивает преемственность традиции, и особая миссия в этом смысле лежит на школе и всей системе школьного образования. Выявление значимых для современного ученика имен-символов позволяет судить о направленности его ценностных и культурных ориентаций и, соответственно, о том, насколько наше школьное образование способно сохранить «тезаурус культуры».

В связи с утратой наших традиционных ценностей и идеалов при формировании государственных требований к образованию в области «розвитку і добробуту суспільства», в связи с «дефицитом» патриотизма целесообразно прислушаться к мудрому совету великого педагога: «Займитесь перспективой становления Человека-гражданина».

Помните, у Платона: «Покажите мне систему образования, и я скажу, в какой стране вы хотите жить». Хроническая модернизация отечественной системы образования (более чем 20 лет!) слегка утомили педагогов и детей. В погоне за бесконечным внедрением инноваций мы теряем главное – время на работу с душой ребенка: «Воспитание – это тонкая работа ума и сердца», – подсказывает В. Сухомлинский. Если мы не остановимся, может быть поздно: «Мир требует глубокого духовного и чувственного преображения. Мы видим человечество, стоящим перед выбором: либо полная интеллектуальная деградация, либо эволюционный скачок в сознании» («Гадкие лебеди», братья Стругацкие).

* * *

Отечественная многовековая педагогическая классика, XIX и XX веков особенно, сегодня, как никогда, востребована. Ценность ее состоит в глубоком духовном преобразующем потенциале. Для того чтобы улучшить качество современной системы образования, необходимо усилить пространство последователей таких наших педагогов, как К. Ушинский, А. Макаренко, В. Сухомлинский, А. Захаренко, Ш. Амонашвили, М. Щетинин как в школах, так и в педагогических вузах (что мы тоже успешно растеряли за последние 20 лет!). Это наша ближайшая зона педагогического развития, по Л. Выготскому.

Когда-то на одной из встреч с педагогами еще один Учитель из будущего Ш. Амонашвили сказал: «К сожалению, на постсоветском пространстве нет школы, которая работала бы по системе Сухомлинского. Нам есть над чем задуматься». Действительно, проводим конференции и семинары, пишем статьи, а как с практикой? «Классика зовет вверх, а мы идем прямо», – подытожил Шалва Александрович. Педагогическая классика не устарела, это мы стали другими. Нам необходимо постоянно возвращаться к ее истинам. И пусть этот педагогический горизонт кажется нам недосягаемым, но само следование к нему делает нас ближе к классике, а значит, к будущему.

 

Источник

Понравился материал? Поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях:

Дополнительная информация