Музей переходит в цифру

МузейМузей в современной России выглядит, как правило, так: казенное и, по большей части, не слишком большое помещение с определенными оставшимися с давних пор и/или пополненными уже в новое время фондами. И с очень скромным финансированием. У современных российских музеев множество проблем. Часть из них решить можно полноценным выходом в Сеть.

Обращение к компьютерным технологиям для западных музейщиков уже давно стало трендом. Один из последних примеров - недавно открывшийся в Сети виртуальный музей дизайнера Валентино Гаравани.

Во-первых, многим музеям не хватает выставочных площадей. Множество экспонатов лежит в заказниках, и лишь иногда их достают для каких-либо специальных выставок. Во-вторых, экспозиции в залах, особенно при дефиците пространства и света, – скучноваты. В-третьих, музей в его традиционном виде не очень понятен молодым и совсем юным – они привыкли к «близкому доступу» в интернете, когда каждое изображение или текст можно разглядывать у себя дома, индивидуально и детально. Сложен музей и для людей с различными особенностями или ограничениями здоровья. В-четвертых, у всех музеев и всегда нет денег на простые и постоянные нужды.
Виртуализация

Решение многих проблем – виртуальный или виртуализированный музей. Виртуальный – музей без помещения, а порой – и без экспонатов. Расположенный, например, в интернете: есть сайт, карта сайта и различные экспозиции с комментариями, причем, хорошо, если такие экспозиции в каком-либо смысле интерактивные. Об одном виртуальном музее, правда, созданном музейщиками из музея реального, «Филантроп» недавно писал. Виртуализированный же музей – это более-менее традиционный музей, дополненный современными технологиями. Пример: Музей изобразительных искусств Республики Карелия.

Музей использует современные мультимедийные технологии, благодаря чему его фонды стали значительно доступнее для посетителей. Теперь зрители музея могут увидеть на плазменных панелях, установленных в залах, более 4 тысяч произведений живописи, графики карельских и отечественных мастеров, прекрасную коллекцию работ Севера России ХХ века, хранящихся в запасниках. В музейных залах демонстрируются фильмы о художниках Карелии: можно побывать в их мастерских, услышать размышления об искусстве и том, что значит для них российский Север.

С августа 2011 года в музее запустили новый проект – «Отражение вечности», который еще более расширит диапазон современных возможностей. Один из технологически сложных его разделов – создание виртуальной экскурсии и съемка сферических панорам. В Петрозаводске нет специалистов по 3D панорамам, поэтому для реализации своих идей сотрудники музея обратились к профессионалам дизайн-студии «Классик» из Санкт-Петербурга, которая на протяжении многих лет сотрудничает с крупными музеями России: Эрмитажем, Русским музеем, Музеем «Дворцовые ансамбли Петергоф и Павловск».
Музей как непрерывный проект

Умение находить конкурсы, участвовать и побеждать в них, получая финансирование – важная часть ежедневного бытования музея. Проектный стиль работы стал уже привычным для Музея изобразительных искусств Карелии. В числе организаций, в разное время поддержавших его инициативы: UNICEF, ОАО «Северсталь», Благотворительный фонд В. Потанина, немецкий некоммерческий фонд Шмитца, АНО “Единство журналистики и культуры”.

Программа «Музеи русского севера», которую ведет «Северсталь», – еще один источник поддержки разработок карельского музея. Впервые мультимедийные технологии начали использоваться благодаря проекту «Пространство Русского Севера» (2008 год). Тогда в залах музея появились интерактивные экспозиции и фильмы о художниках, стали виртуально доступны и экспонаты из запасников.

Уже упоминавшийся проект «Отражение вечности» также получил поддержку после победы в конкурсе «Музеи русского севера». Среди гостей музея есть особая категория – люди с ограниченными физическими возможностями, и музейщики многое делают для того, чтобы они не чувствовали себя обделенными. На первом этаже, при участии фонда UNICEF, уже созданы все условия для комфортного передвижения инвалидов. А благодаря 3D–технологиям, которые будут использоваться в проекте «Отражение вечности», экспонаты музея можно будет видеть везде на его территории: залы второго этажа «откроются» на экране интерактивного кинотеатра и на мониторе компьютера в ресурсном центре на первом этаже. Виртуальная экскурсия познакомит с большим количеством произведений иконописи, живописи, графики и скульптуры. Человек почти с любыми особенностями и ограничениями сможет пройти маршрут с «виртуальным экскурсоводом», или самостоятельно перемещаться по залам, вызывая изображения понравившихся произведений и виртуальные аннотации к ним.

Особое внимание в петрозаводском музее уделяется и людям с ограничениями слуха. Работать с глухими и слабослышащими детьми начали еще в 2006 году – тогда проект «И мир станет звучным и красочным» поддержал немецкий некоммерческий фонд Шмитца. А благодаря проекту «С миром на равных» в 2009-2010 гг. в музее была создана компьютерная и художественная студия «Диалог», где вместе занимаются слышащие и неслышащие дети. Компьютеры используются здесь как важный инструмент в процессе взаимной адаптации глухих и «обычных» детей в ходе совместных творческих занятий.

Образовательные мультимедийные программы, рассчитанные на широкую аудиторию, музею помогает делать Благотворительный фонд В. Потанина. Проект «Мультиполотенце или kaspaikka» (2009 год), победивший в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире», открывает практический и обрядно-символический смысл традиционного карельского полотенца. Полотенце может рассказать об истории края, традициях, а символика орнаментов ведет к самым древним мифам и представлениям. Другая образовательная программа – «33 Николы от Холмогор до Колы» – готовится в настоящее время. Она научит желающих понимать иконопись, читать так называемые «северные письма». В основном, будут «читать» иконы Святого Николая – одного из наиболее почитаемых на Севере святых: поморская поговорка повествует о тридцати трех храмах в его честь.

Виртуальные и виртуализированные технологии не могут решить все проблемы музейного дела в современной России, но они могут изменить действительно многое в практике работы музея. А умение создавать проекты и находить финансирование для них делают компьютерные и иные «высокие» технологии доступными для музеев.

 

Источник

Понравился материал? Поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях:

Дополнительная информация